Эксперт
12 марта 2002, 13:21
Без пятого поколения
Отсрочку Минобороны объяснило необходимостью "еще раз рассмотреть все военно-технические и финансовые аспекты проблемы". Решено, что теперь этим вопросом будет заниматься непосредственно новый главком ВВС генерал-полковник Владимир Михайлов.
До сих пор реализацию программы создания истребителя пятого поколения курировал бывший вице-премьер, а ныне министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов. Г-н Клебанов еще в июне 2001 года на авиасалоне в Ле Бурже объявил о том, что конкурс на разработку истребителя пятого поколения будет завершен до конца 2001 года. По его словам, на эти цели достаточно 1,5 млрд долларов. Средства Клебанов собирался получить, во-первых, от экспортеров нашего вооружения, а во-вторых, из госбюджета. Однако серийный завод, выпускающий истребители марки "Су" - Иркутское авиационное производственное объединение, доля которого в общем экспорте наших вооружений (4,2 млрд долларов) оценивается примерно в 1,2-1,5 млрд долларов, эту инициативу воспринял скептически, так же были настроены и другие серийные авиазаводы. В результате тендер был отложен.
В начале этого года Клебанов заявил, что "тендер по новому истребителю фактически уже идет" и в нем участвуют три компании - "Сухой", "МиГ" и ОКБ имени Яковлева. Но тендер никто официально не объявлял. Сумма инвестиций в наш новый истребитель - 1,5 млрд долларов - у специалистов вызывает усмешку. Этих средств, по словам Гиви Джанджгавы, главы ведущего российского разработчика авионики для самолетов "МиГ" и "Су" НПЦ "Технокомплекс", хватит только на производство новых аэронавигационных приборов нового поколения. Косвенно это подтверждается и данными из-за рубежа. Например, США объявили, что на боевой самолет пятого поколения - F-35 производства Lockheed Martin - Пентагон истратит более 200 млрд долларов. Америка получит F-35 в 2008 году.
У нас есть одна компания, которая может произвести новый истребитель, - АХК "Сухой". У "Сухого" уже есть реальный прототип нового боевого самолета, Су-47 "Беркут", который совершил более 150 испытательных полетов. Однако у "Сухого" нет денег. И взять их ни компании, ни нашему государству неоткуда. К 2008-2015 годам, по словам главы АХК "Сухой" Михаила Погосяна, доходы от экспорта наших боевых самолетов сойдут на нет. Традиционные покупатели российских самолетов четвертого поколения "Су", Индия и Китай, развернут их лицензионное производство у себя. В итоге, если мы сейчас не начнем разрабатывать новый истребитель, то к 2008 году США нас выдавят с мирового рынка боевых самолетов, предложив для покупателей более совершенные модели, а наша военная авиация так и не перерастет четвертое поколение....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
