АвиаПорт.Ru
11 сентября 2012, 15:28
Активная внешняя вертолетная
Вполне естественно, что вслед за внутренней вертолетной политикой должна была последовать внешняя. Однако все никак не складывалось, пока из порта Калининграда не вышел транспорт Alaed и не взял курс на Сирию
Появившись гораздо позднее собратьев по оружию (ракет, танков, самолетов…), вертолеты стали теснить их в списках военных закупок. Сегодня вертолеты один из самых покупаемых видов вооружений. В этом сегменте разворачиваются настоящие баталии с союзами и коалициями, с политическим, экономическим и прочим давлением, драмы с коррупционными скандалами, столкновениями личных симпатий и амбиций руководителей государств. В сплетении политики и закупок вооружений вертолеты вышли на первые роли. Вертолетные тендеры давно перешагнули рубеж в миллиард долларов. Решения о закупке принимаются на самом высоком политическом уровне (вопрос закупать или не закупать российские Ми-17 для афганских вооруженных сил обсуждается в конгрессе США). На реализацию контрактов выделяются выгодные многомиллионные государственные кредиты. Кроме того, значительная доля вертолетов поставляется за рубеж. Среди заказчиков десятки стран, где из разовых закупок вертолеты давно превратились в долголетние контракты на приобретение систем эксплуатации с полным комплектом услуг, включая лицензионное производство, ремонт и сопровождение эксплуатации. И все это активно используется государствами-производителями вертолетов и услуг для проведения тех или иных долговременных внешнеполитических шагов, в том числе и санкций (самый яркий пример - Китай).
Все это не могло не привести к обострению борьбы за вертолетные рынки (читай за внешнеполитическое влияние). После развала Советского Союза настоящая схватка развернулась в странах Восточной Европы и СНГ. Здесь абсолютный лидер в производстве военных вертолетов - США стремятся разными способами разрушить сложившуюся постсоветскую вертолетную монополию. Любой ценой установить военно-политическое влияние, в том числе и через вертолеты. В качестве плацдарма для наступления выбран Южный Кавказ. Первый шаг - переход Грузии и Азербайджана на стандарты НАТО уже сделан. Следующий шаг - Средняя Азия. Усиление позиций в Киргизии, Таджикистане, Узбекистане. Благоприятными факторами для продвижения в регион западной вертолетной техники стали:
1. Сложная политическая обстановка.
2. Тлеющие военные конфликты в районах со слабой инфраструктурой.
3. Вывод вооружений и военной техники из Афганистана, ремонт и модернизация которых без участия США не обойдется.
В разворачивающейся борьбе за влияние на постсоветском рынке вертолетов значительная роль отводится Украине. С одной стороны, Украина располагает избытком вертолетных мощностей (разработки, производства, ремонта вертолетов, двигателей и оборудования). А с другой стороны, в новых экономических условиях испытывает серьезные финансовые трудности. Военно-техническое сотрудничество в вертолетной сфере для Украины имеют особое экономическое значение. Каким будет направление движения, пока не ясно. Но уже первые шаги заставляют задуматься. Украина не забывает Грузию (осуществляет ремонт и модернизацию грузинских вертолетов) и предпринимает попытки кооперации с Азербайджаном. Нереализованный потенциал вертолетных продаж и технического сопровождения эксплуатации будет постоянно искать выход. Поэтому, несмотря на все разговоры о едином языке, исторических традициях и общем прошлом, в своем стремлении преодолеть комплекс младшего брата Украина способна превратится в серьезного конкурента и активного проводника западных вертолетных технологий. Аналогичная ситуация развивается в Казахстане, но там ниже потенциальные возможности. В результате, мы получаем соперников не только в дальнем, но и ближайшем окружении, и даже у себя дома, непосредственно в РФ.
Соперничество на вертолетных рынках плавно перетекает на рынки вертолетных услуг. На юге Европы, в Африке, Афганистане разворачиваются жесткие схватки, в которых в одиночку бьются наши вертолетные компании, бессмысленно теряя вертолеты и экипажи. Игра в конкуренцию контрпродуктивна и ни к чему хорошему не приведет. Нам нужны такие правила игры, по которым даже ближайшие соседи не ущемляли наши национальные вертолетные интересы, сохраняли и развивали традиции российского вертолетостроения. Нам есть, чем гордиться. И пока у нас есть, что предложить. Но мир вертолетов стремительно меняется. В новых условиях (поляризации/интеграции и роста значения вертолетов) на первый план выходит политическое управление вертолетными интересами, опирающееся на научную основу. Необходима новая внешняя вертолетная политика со своей "стратегией, оперативным искусством и тактикой", с принципами, акцентами, влиянием и отстаиванием интересов. Если вертолеты работают на политику, значит, и политика должна работать на вертолеты. Государство, как субъект внешней вертолетной политики, должно подумать о рычагах и динамике ее реализации. К сожалению, создаваемая система управления с дублированием функций и разрешительно-запретительным механизмом лишает гибкости и оперативности. Вертолетостроение теряет темп. Вновь создаваемые структуры не придают развития. Рост, о котором так много говорят, достигнут за счет советских наработок. Для развития нам нужны инвестиции в кубе: инвестиции в мозги (НИОКР), инвестиции в качество (Производства и Ремонта), инвестиции в гибкость и оперативность (Сопровождения эксплуатации).
Чтобы вертолеты действительно превратились в эффективный инструмент внешней политики, государству нужно не бояться работать этим инструментом (это как с хирургическим скальпелем, самые смелые решения лишь в умелых руках способны дарить жизнь). Вместо бюджетных вливаний (по принципу выделил-забыл) активнее включаться и максимально использовать государевы возможности и ресурсы общества для развития (разгона) ключевой отрасли. Роль государства в управлении той или иной отраслью - величина переменная. А вертолеты сегодня - слишком серьезно, чтобы отдавать на откуп. Без профессионалов разработки и строения вертолетов, без носителей русской вертолетной культуры, без активной, научно обоснованной внешней вертолетной политики мы обречены....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Январь 14, 2025
Группа "Аэрофлот" в 2024 году увеличила пассажиропоток на 17 %
Январь 14, 2025
Группа "Аэрофлот" объявляет операционные результаты за декабрь 2024 года
Январь 15, 2025
Почему аэропорты выгодно закрывать из-за непогоды
Январь 15, 2025
Как регионы ЦФО справляются с ростом пассажиропотока в своих аэропортах