АвиаСоюз
24 сентября 2012, 15:09
"Егоркина школа": вчера, сегодня, завтра
Егорьевский авиационный технический колледж в этом году отмечает несколько юбилейных дат, связанных с этапными событиями в своей истории
"АС": Александр Васильевич, расскажите, пожалуйста, о каких юбилейных датах, связанных с историей вашего учебного заведения, идет речь?
А.Ш.: Их несколько. Во-первых, 65 лет назад Председатель Совета Министров Союза ССР И.Сталин подписал Постановление № 2243-616с от 27 июня 1947 г. "О реорганизации учебных заведений ГУ ГВФ при Совете Министров СССР", в котором, в частности, сказано: "…реорганизовать Егорьевскую школу пилотов первоначального обучения ГВФ в Егорьевское авиационное техническое училище ГВФ по подготовке авиационных техников…". Таким образом, в этом году исполнилось 65 лет с начала подготовки в Егорьевске технических специалистов для гражданской авиации. В связи с этим мы планируем 28 сентября провести торжественные, праздничные мероприятия, посвященные знаменательной дате. За 65 лет "Егоркина школа" (так нас часто называют в отрасли) подготовила более 30 тысяч авиационных специалистов, которые своими профессиональными достижениями обеспечивают высокий авторитет учебного заведения. Среди наших выпускников: Б.Е. Панюков - Министр гражданской авиации СССР, С.П. Мамичев - заместитель Министра ГА, В.Е.Савченко - профессор, доктор экономических наук, заместитель управляющего делами Президента России, Б.В. Зубков - известный ученый и педагог в области безопасности полетов, профессор, доктор технических наук, В.А Никулин - доктор философии, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей. Мы гордимся, что и в прославленной туполевской фирме также трудятся выпускники нашего учебного заведения: А.М.Затучный - вице-президент ОАО "Туполев", А.Н.Гришин - главный конструктор ОАО "Туполев". Перечисление известных выпускников потребовало бы многих страниц журнала.
История нашего учебного заведения не ограничивается 65 годами. Впервые авиационные кадры для гражданского воздушного флота в Егорьевске начали готовить еще в 1940 году, когда на базе Егорьевской военной школы летчиков Московского военного округа были сформированы две учебные эскадрильи гражданского воздушного флота. Они стали основой для создания Егорьевской авиационной школы пилотов первоначального обучения ГВФ.
Но и 1940 год не является точкой отсчета истории "Егоркиной школы". Егорьевский авиационный технический колледж - прямой наследник Гатчинской авиационной военной школы царской России, которая 01.03.1918 г. была преобразована в Народную социалистическую школу Красного Воздушного флота. В июле - сентябре 1918 года при наступлении германских войск на Петроград школа была перебазирована в Егорьевск и уже 9 октября 1918 года переименована из Народной Социалистической школы в Егорьевскую школу авиации Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного флота РСФСР. Вполне справедливым будет считать датой рождения Егорьевского колледжа 9 октября 1918 года. В наших планах обратиться к выпускникам колледжа всех поколений, авиационной общественности с просьбой поддержать наше предложение о дате начала отсчета истории учебного заведения - 9 октября 1918 года.
Возвращаясь к другим юбилейным датам текущего года, хочу отметить, что в этом году исполнилось 75 лет историческим трансполярным перелетам через Северный полюс из СССР в США двух экипажей советских летчиков под командованием В.П.Чкалова и М.М.Громова. "Егоркина школа" имеет самое непосредственное отношение к этим событиям. В период с 1921 года по 1923 год здесь обучались будущие Герои Советского Союза Валерий Павлович Чкалов и Андрей Борисович Юмашев, который был членом экипажа Михаила Михайловича Громова.
Наконец, третья юбилейная дата для нашего учебного заведения - 55-летие начала подготовки авиационных специалистов для зарубежных стран. За этот период нами выпущено около 1,5 тысяч авиационных специалистов для 65 стран мира: Анголы, Афганистана, Вьетнама, Венесуэлы, Индии, Кубы, Мозамбика, Марокко, Перу и др. Ряд выпускников занимают руководящие должности в государственных и авиационных структурах зарубежных стран.
"АС": Каковы уровень преподавательского состава и состояние производственно-учебной инфраструктуры колледжа?
А.Ш.: Хотел бы отметить, что у нас очень сильный и опытный преподавательский состав. Более 100 человек удостоены званий "Заслуженный учитель РФ", "Заслуженный работник транспорта РФ", "Почетный работник транспорта РФ", награждены знаками "Отличник Аэрофлота" и "Отличник воздушного транспорта". 10 сотрудников колледжа имеют ученые степени доктора и кандидатов наук.
К сожалению, одна из серьезных проблем - старение преподавательских кадров. Притока молодежи практически нет, причина банальная - крайне низкий уровень оплаты труда.
Колледж располагает достаточно развитой производственно-учебной инфраструктурой: обширные аудитории, лаборатории с современным оборудованием, компьютерные классы, учебные кабинеты и классы, актовый зал, спортивный комплекс.
Мы имеем авиационно-технический комплекс, куда входят учебная АТБ с ангаром площадью около 2 тыс. м2 и учебный аэродром с авиационной техникой (Ту-154, Як-42, Ан-24, Ан-2), учебные полигоны ГСМ, специального транспорта и аэродромной механизации и т.д. Объективности ради, должен отметить, что наша материально-техническая база во многом морально устарела, требуются реконструкция и современное оснащение.
"АС": Каких специалистов для авиатранспортной отрасли готовит ваш колледж сегодня?
А.Ш.: Мы осуществляем подготовку кадров для гражданской авиации по широкому спектру специальностей среднего профессионального образования с учетом потребностей отрасли:
- техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей;
- техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов;
- обслуживание летательных аппаратов горюче-смазочными материалами;
- техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;
- право и организация социального обеспечения;
- экономика и бухгалтерский учет.
Ежегодный выпуск специалистов по дневной и заочной формам обучения составляет от 300 до 400 человек. Колледж имеет сертификат авиационного центра (АУЦ), выданный Федеральным агентством воздушного транспорта. Ежегодно в АУЦ повышают квалификацию, проходят переподготовку до 2000 специалистов из России и других стран. Освоенные колледжем программы позволяют вести переподготовку специалистов в области поддержания летной годности практически всех летательных аппаратов отечественного производства.
Совсем недавно, 21 августа этого года, по решению Коллегии Российского государственного историко-культурного центра при Правительстве Российской Федерации Министр транспорта РФ М.Ю. Соколов вручил нашему учебному заведению Почетный знак, которым колледж награжден за активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации.
"АС": Александр Васильевич, Вы опытный и авторитетный в отрасли руководитель. Какие меры, на Ваш взгляд, следует предпринять для совершенствования подготовки авиационных кадров с учетом современных требований?
А.Ш.: В России исторически сложилось система подготовки кадров для гражданской авиации через отраслевые учебные заведения. Долгие годы эта система функционировала достаточно эффективно, обеспечивая отрасль авиационными специалистами в необходимом объеме и с хорошим качеством подготовки.
В постсоветский период ситуация в отрасли стала стремительно меняться. Образовались сотни авиакомпаний, традиционные связи учебных заведений с регионами порушились. Единого заказа на кадры учебным заведениям от отрасли не стало. Для того, чтобы быть востребованными, учебные заведения, которые ранее специализировались на двух - трех типах воздушных судов, вынуждены были расширять перечень изучаемых летательных аппаратов.
К примеру, Егорьевский колледж, имея три базовых типа самолетов АН-24, Як-42 и Ту-154, освоил практически все типы воздушных судов советского и российского производства, за исключением "Сухой Супер-джет-100" и Ан-148. И, тем не менее, мы видим, что стремительно отстаем от запросов отрасли.
Сегодняшнее состояние российской гражданской авиации таково, что стремительно растет парк магистральных воздушных судов зарубежного производства и убывает, к сожалению, парк отечественных самолетов. При этом иномарки эксплуатируются интенсивнее и на них осуществляется порядка 80-90% объема авиаперевозок на магистральных линиях.
Как поступать нам в данной ситуации и при существующих тенденциях? Следует констатировать, что российские стандарты подготовки авиационных специалистов по техническому обслуживанию применительно к техническому обслуживанию западной авиационной техники в настоящее время не признаны. Авиакомпании вынуждены самостоятельно, пока без нашего участия, решать возникающие в связи в этим кадровые проблемы. В результате, в России начинают работать западные авиационные центры, зачастую из не самых развитых авиационных стран. Авиакомпании при этом несут значительные расходы на переучивание наших выпускников за рубежом.
При сложившихся обстоятельствах наше движение в сторону освоения западной авиационной техники более чем актуально. Колледж вместе с головным университетом МГТУ ГА существенно продвинулся в этом направлении. Приобрели по три комплекта тренажеров, позволяющих вести подготовку инженерно - технических специалистов для обслуживания самолетов "Эрбас" и "Боинг". Мы оснастили 18 аудиторий мультимедийными установками, что дает возможность использовать самые современные образовательные технологии. Планируется приобретение еще двух тренажеров под ВС западного производства и обучение преподавательского состава в учебных центрах, сертифицированных в Евросоюзе.
Вместе с тем, простое механическое включение в наши программы материалов по западным самолетам главных проблем не решит. Следует реально представлять, что даже при самых благоприятных ситуациях в отечественном авиапроме в ближайшие годы отечественные воздушные суда не будут доминировать ни в российских авиакомпаниях, ни, тем более, за рубежом. На наш взгляд, решение проблем связано с гармонизацией российских и западных стандартов как в сфере поддержания летной годности, так в области стандартов обучения. Несомненно, что при этом инициатива должна исходить от российской стороны.
Еще один важный вопрос, требующий внимания со стороны федеральных органов и авиационного сообщества. Проблемы подготовки инженерно-технических кадров, если и обсуждаются, то не столь широко и остро, как, скажем, вопросы дефицита летного состава. На мой взгляд, они должны незамедлительно обсуждаться на самом высоком уровне (с принятием конкретных решений) при участии законодателя, авиационных властей, специалистов в области технического обслуживания и поддержания летной годности воздушных судов, отраслевой науки и учебных заведений....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Январь 14, 2025
Группа "Аэрофлот" в 2024 году увеличила пассажиропоток на 17 %
Январь 14, 2025
Группа "Аэрофлот" объявляет операционные результаты за декабрь 2024 года
Январь 15, 2025
Омский аэропорт назвал самые популярные направления пассажиров
Январь 15, 2025
В Донецке построят новый аэропорт, заявил Пушилин