Газета.Ru
8 октября 2012, 14:08
Герои до лучших времен
Увидев новость о том, что в Тикси закрыт аэропорт, я захотела понять, как им там, на Крайнем Севере, без авиации будет
Вы ничего не знаете про Тикси? Не страшно. Я тоже ничего про него не знала до сих пор. Я никогда там не была и вряд ли побываю. Я толком даже не знаю, как там с интернетом (из которого я почерпнула сведения про этот поселок). Не знаю, прочтет ли кто-то из тех пяти тысяч человек, которые живут в Тикси, этот текст.
Но, увидев новость о том, что в Тикси закрыт аэропорт, я почему-то захотела понять, как им там, на Крайнем Севере, без авиации будет.
История, наверное, рядовая. В 1930-е в бухту Тикси по воде отвезли зимовщиков, которые основали метеорологическую станцию, а потом на пароходе "Товарищ Сталин" доставили целый отряд Лено-Хатангской экспедиции, который заложил порт и поселок. Со временем там построили аэродром, использовали как аэродром подскока для дальней авиации. То есть время от времени там совершали посадку стратегические самолеты Ту-95МС.
Позднее, уже в наше время, аэродром перевели в совместное базирование: он все еще принадлежит Министерству обороны, но может использоваться гражданской авиацией. Аэродрому даже присвоили статус "федерального значения". В апреле авиакомпания "Якутия" открыла прямые рейсы из Тикси в Москву. "За пять с половиной часов Boeing 737-700 доставит пассажиров из административного центра Булунского улуса в столицу России", - анонсировали в компании, уточняя, что новый маршрут входит в список федеральной программы субсидированных перевозок с Дальнего Востока в европейскую часть России.
"Арктический климат создал уникальную экосистему, которая включает себя большое разнообразие животного и растительного мира, - рекламировала "Якутия". - Суровая красота и своеобразие дикой природы Северной Якутии представляют туристический интерес, что будет способствовать развитию пассажиропотока в обратном направлении Москва - Тикси". Жаль, не могу сейчас узнать, насколько высоким оказался в итоге поток москвичей, желающих побывать в Тикси.
Если вдруг я настолько заинтересовала вас Тикси, что вы бросились бронировать билеты, не спешите. Бесполезно. "Сегодня (3 октября) должен был состояться рейс из Якутска в Тикси. Он отменен. Пассажиры временно размещены в одной из гостиниц Якутска, им предоставлено горячее питание", - рассказали в авиакомпании "Полярные авиалинии". Тикси закрыт для приема и отправки всех воздушных судов, кроме вертолетов. Когда откроется вновь - неизвестно. В "Якутии" говорят, что 31 декабря. Один из сотрудников самого аэропорта Тикси считает: не раньше лета 2013 года…
Просто из Тикси ушли военные. Закрылась база дальней авиации, а, как часто бывало на просторах России и СНГ, вместе с уходом военных замерла жизнь.
В покинутом поселке Тикси-3, принадлежащем Минобороны, еще остаются 400 жителей. Анатолий Сердюков в конце сентября, отвечая президенту Якутии Егору Борисову, рапортовал, что все к зиме у них готово: "Топливо завезено, котельные восстановлены, все теплотрассы полностью изолированы". Одним словом, переживут. Может быть, поэтому 1 октября военные, по сути, изолировали и сам Тикси. Взяли и отрубили все навигационное оборудование на аэродроме.
С одной стороны, логично, раз уж это их оборудование. Но с другой….
Минобороны и Росавиация уже какое-то время занимаются судьбой имущества аэропорта Тикси. Наверняка, эта бюрократическая процедура идет очень непросто. Но неужели не получается договориться, не впадая в крайности? Да, летом до поселка можно добраться по воде; зимой - по сезонным автодорогам (хотя вот я читаю анонимного комментатора в одном из интернет-блогов: "Машины не ездят, связи нет, временами свет отключают…"). Но зима же в Тикси все-таки девять месяцев в году. И аэродром - какая-никакая связь с внешним миром. Между Якутском и Тикси 1,5 тысячи километров. "Зимник" для автомобилей будет открыт только в декабре. А до ближайшего аэродрома в поселке Усть-Куйга более 300 км по прямой (если на вертолете) или 600 км по бездорожью.
В последнее время я, сидя в теплом московском офисе, часто пишу о решениях, которые принимают чиновники, сидя в таких же теплых московских кабинетах, насчет развития региональной и местной авиации. Даже не про развитие, а про возрождение. То премьер-министр поручает министерствам придумать, на чем летать (консолидированный заказ с авиакомпаний уже второй раз с начала года собирают, кстати). То правительство думает, на какие деньги сохранять местные и региональные аэродромы. Но получается, что,
пока чиновники носятся со своими решениями по кабинетам министерств и Белого дома, пять тысяч жителей Тикси становятся героями-полярниками, законсервированными в условия вечной мерзлоты до лучших времен.
Автоматически становятся. Без альтернативы.
Хотя, наверное, для них это уже и не героизм вовсе. Обычная жизнь....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 2, 2024
Сильный малый: в России создали учебно-боевой мини-дрон
Ноябрь 2, 2024
Евгений Дудоров: Дроны из РФ обойдутся в 5-8 раз дороже китайских
Ноябрь 2, 2024
Снегопад не повлиял на работу аэропорта "Большое Савино"