Газета.Ru
8 октября 2012, 14:08
Герои до лучших времен
Увидев новость о том, что в Тикси закрыт аэропорт, я захотела понять, как им там, на Крайнем Севере, без авиации будет
Вы ничего не знаете про Тикси? Не страшно. Я тоже ничего про него не знала до сих пор. Я никогда там не была и вряд ли побываю. Я толком даже не знаю, как там с интернетом (из которого я почерпнула сведения про этот поселок). Не знаю, прочтет ли кто-то из тех пяти тысяч человек, которые живут в Тикси, этот текст.
Но, увидев новость о том, что в Тикси закрыт аэропорт, я почему-то захотела понять, как им там, на Крайнем Севере, без авиации будет.
История, наверное, рядовая. В 1930-е в бухту Тикси по воде отвезли зимовщиков, которые основали метеорологическую станцию, а потом на пароходе "Товарищ Сталин" доставили целый отряд Лено-Хатангской экспедиции, который заложил порт и поселок. Со временем там построили аэродром, использовали как аэродром подскока для дальней авиации. То есть время от времени там совершали посадку стратегические самолеты Ту-95МС.
Позднее, уже в наше время, аэродром перевели в совместное базирование: он все еще принадлежит Министерству обороны, но может использоваться гражданской авиацией. Аэродрому даже присвоили статус "федерального значения". В апреле авиакомпания "Якутия" открыла прямые рейсы из Тикси в Москву. "За пять с половиной часов Boeing 737-700 доставит пассажиров из административного центра Булунского улуса в столицу России", - анонсировали в компании, уточняя, что новый маршрут входит в список федеральной программы субсидированных перевозок с Дальнего Востока в европейскую часть России.
"Арктический климат создал уникальную экосистему, которая включает себя большое разнообразие животного и растительного мира, - рекламировала "Якутия". - Суровая красота и своеобразие дикой природы Северной Якутии представляют туристический интерес, что будет способствовать развитию пассажиропотока в обратном направлении Москва - Тикси". Жаль, не могу сейчас узнать, насколько высоким оказался в итоге поток москвичей, желающих побывать в Тикси.
Если вдруг я настолько заинтересовала вас Тикси, что вы бросились бронировать билеты, не спешите. Бесполезно. "Сегодня (3 октября) должен был состояться рейс из Якутска в Тикси. Он отменен. Пассажиры временно размещены в одной из гостиниц Якутска, им предоставлено горячее питание", - рассказали в авиакомпании "Полярные авиалинии". Тикси закрыт для приема и отправки всех воздушных судов, кроме вертолетов. Когда откроется вновь - неизвестно. В "Якутии" говорят, что 31 декабря. Один из сотрудников самого аэропорта Тикси считает: не раньше лета 2013 года…
Просто из Тикси ушли военные. Закрылась база дальней авиации, а, как часто бывало на просторах России и СНГ, вместе с уходом военных замерла жизнь.
В покинутом поселке Тикси-3, принадлежащем Минобороны, еще остаются 400 жителей. Анатолий Сердюков в конце сентября, отвечая президенту Якутии Егору Борисову, рапортовал, что все к зиме у них готово: "Топливо завезено, котельные восстановлены, все теплотрассы полностью изолированы". Одним словом, переживут. Может быть, поэтому 1 октября военные, по сути, изолировали и сам Тикси. Взяли и отрубили все навигационное оборудование на аэродроме.
С одной стороны, логично, раз уж это их оборудование. Но с другой….
Минобороны и Росавиация уже какое-то время занимаются судьбой имущества аэропорта Тикси. Наверняка, эта бюрократическая процедура идет очень непросто. Но неужели не получается договориться, не впадая в крайности? Да, летом до поселка можно добраться по воде; зимой - по сезонным автодорогам (хотя вот я читаю анонимного комментатора в одном из интернет-блогов: "Машины не ездят, связи нет, временами свет отключают…"). Но зима же в Тикси все-таки девять месяцев в году. И аэродром - какая-никакая связь с внешним миром. Между Якутском и Тикси 1,5 тысячи километров. "Зимник" для автомобилей будет открыт только в декабре. А до ближайшего аэродрома в поселке Усть-Куйга более 300 км по прямой (если на вертолете) или 600 км по бездорожью.
В последнее время я, сидя в теплом московском офисе, часто пишу о решениях, которые принимают чиновники, сидя в таких же теплых московских кабинетах, насчет развития региональной и местной авиации. Даже не про развитие, а про возрождение. То премьер-министр поручает министерствам придумать, на чем летать (консолидированный заказ с авиакомпаний уже второй раз с начала года собирают, кстати). То правительство думает, на какие деньги сохранять местные и региональные аэродромы. Но получается, что,
пока чиновники носятся со своими решениями по кабинетам министерств и Белого дома, пять тысяч жителей Тикси становятся героями-полярниками, законсервированными в условия вечной мерзлоты до лучших времен.
Автоматически становятся. Без альтернативы.
Хотя, наверное, для них это уже и не героизм вовсе. Обычная жизнь....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 6, 2024
В аэропорту Пулково увеличилась пропускная способность зоны регистрации
Май 6, 2024
В Амурском авиационном соединении командования дальней авиации переводят авиационную технику на летний период эксплуатации
Май 6, 2024
ФАС потребовала объяснений от авиакомпаний по поводу растущих цен на авиаперелеты
Май 6, 2024
Число пассажиров кировского аэропорта продолжает расти