О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Туношну" готовят к взлету

Во вторник депутаты областной думы отправились проводить заседание двух постоянных комиссий - бюджетной и экономической - в аэропорт "Туношна", чтобы на месте разобраться, какая помощь необходима для развития воздушных ворот Ярославской области

Во вторник депутаты областной думы отправились проводить заседание двух постоянных комиссий - бюджетной и экономической - в аэропорт "Туношна", чтобы на месте разобраться, какая помощь необходима для развития воздушных ворот Ярославской области.

Задумываться о судьбе "Туношны" депутатам приходится не в первый раз. Созданный на базе бывшего военного аэродрома в 1998 году (распоряжением правительства РФ он был передан в собственность Ярославской области), в 2001 году был открыт для международных грузовых полетов, в 2003 году оборудован системами, обеспечивающими безопасную посадку и взлет воздушных судов в темное время суток и в условиях ограниченной видимости. До 2005 года из "Туношны" отправлялись воздушные суда малой авиации в населенные пункты северо-запада области, но затем внутреннее воздушное сообщение было прекращено. С этого же времени как минимум пять раз пакет акций аэропорта пытались продать на аукционах и инвестиционных конкурсах. И безуспешно. В настоящее время вопрос о продаже "Туношны" уже не стоит, разработан проект развития предприятия, который в случае удачного его выполнения сделает "Туношну" одним из самых развитых и современных среди аналогичных региональных предприятий.

Генеральный директор аэропорта Олег Кочанов, принявший его как антикризисный менеджер в мае прошлого года, рассказал, что на балансе предприятия было 48 миллионов долгов плюс 30 миллионов ежегодного операционного убытка, который покрывался из бюджета области. Средняя зарплата авиационного персонала едва дотягивала до 12 тысяч рублей. Наземная техника, необходимая для обслуживания взлетно-посадочной полосы и воздушных судов, также находилась в плачевном состоянии:

- Для обеспечения пожаробезопасности купили одну бэушную настоящую пожарную машину и одну ненастоящую. А надо три. К нам заявлялся большой "Руслан", а я его не могу принять, так как по регламенту должен быть определенный объем пенообразователя и воды.

После прошлогодней катастрофы Як-42 вопрос о дальнейшем существовании аэропорта был поставлен ребром. "Туношну" проверяли вдоль и поперек, изъяли всю бумажную и компьютерную документацию.

- Мы доказали, что наша работа не могла привести к трагедии, - говорит Олег Кочанов. - Однако в авиации нельзя сглаживать острые углы, "Як-Сервис" сглаживал - и вот что получил.

Тем не менее сейчас по объему грузооборота "Туношна" занимает пятнадцатое место среди аэропортов России. Это с учетом крупных аэропортов Москвы, Санкт-Петербурга и того, что там в объем груза входит еще и пассажирский багаж, совсем неплохо. Самолеты из Туношны летают в Анадырь, Владивосток, Комсомольск-на-Амуре, Магадан, Норильск, Хабаровск, Якутск. Регулярные пассажирские перевозки пока по двум направлениям: Москва, Санкт-Петербург. Рейсы в Москву держат для престижа, а санкт-петербургское считается перспективным, часто рейсы загружены на 80 - 90 процентов. Пассажирские перевозки пока убыточны, доход предприятию дают именно грузовые перевозки. Выручка в прошлом году составила 70 млн. рублей, по итогам этого года планируют получить более 120 миллионов.

- Два года назад провели консалтинговый анализ деятельности ОАО "Туношна" и получили замкнутый круг: инфраструктура не отвечает современным требованиям - значит, нет возможности принимать современные воздушные суда, обрабатывать грузы и обслуживать пассажиров, это приводит к отсутствию доходности, а значит, и к отсутствию средств для модернизации, - рассказал заместитель губернатора Игорь Елфимов.

Стратегию и план развития аэропорта по заказу правительства области разработала австрийская компания Airport Consulting Vienna. Он предусматривает к 2014 году реконструкцию и расширение взлетно-посадочной полосы для приема воздушных судов категории "Е" - "Боингов 747" и "Аэробусов 380", увеличение количества рулежных дорожек и мест стоянок воздушных судов. На это надо 2,6 млрд. рублей. И есть надежда получить их из федерального бюджета - есть на этот счет указание президента и премьер-министра. Со своей стороны область должна оплатить проектный план и предоставить проектно-сметную документацию, что обойдется по подсчетам в 49 миллионов рублей. За счет областного бюджета также предстоит к 2013 году расширить аэровокзал, увеличив пропускную способность пассажирского терминала до 180 человек в час. К 2017 году предусмотрено строительство нового пассажирского терминала вдвое большей пропускной способности. Прежний будет эксплуатироваться как бизнес-терминал. Это надеются провести с привлечением частных инвестиций. В результате планируют довести годовой пассажиропоток до 600 тысяч пассажиров. Для сравнения: средний аэропорт сейчас принимает до 5 миллионов пассажиров в год.

По словам гендиректора "Туношны", большая проблема - состояние радиолокационного оборудования, которое через пару лет выйдет из строя. Оценочная стоимость нового оборудования переваливает за полмиллиарда. Поэтому приняли решение передать радиолокационный комплекс в ведение Госкорпорации по организации воздушного движения:

- Процесс идет очень тяжело. Они, понимая, что через пару лет будут иметь большую инвестиционную нагрузку, брыкаются и не хотят. Вот уже год мы их дожимаем, и по плану под Новый год должны передать.

Еще одна проблема - топ-ливно-заправочный комплекс, который несколько лет назад за смешные деньги - 25 млн. рублей - по планам приватизации областной собственности был продан компании "Славнефть". Сейчас она пользуется своим положением монополиста отнюдь не в интересах аэропорта.

Всего общая стоимость программы по реконструкции и развитию "Туношны", по словам заместителя губернатора Игоря Елфимова, оценивается в 165 млн. евро. Если Федерация выделит деньги на реконструкцию взлетно-посадочной полосы (около 100 миллионов евро), остальные средства реально найти:

- Белгород и Липецк несколько лет назад вложили из своего областного бюджета 2 миллиарда в развитие аэропортов и теперь имеют наиболее развитых операторов воздушной связи в Центральной России. А аэропорты в Костроме и Иванове, наоборот, загибаются. Ивановский уже потерял статус международного, там очень мало летают. С костромским губернатором ведутся переговоры о переводе авиаотряда в Туношну, так как навигационное оборудование у них практически вышло из строя и аэропорт прекратил свое существование.

Одно из перспективных направлений - Китай, где сейчас активно развивается выездной туризм. Оказывается, китайцам интересны наши старинные русские города так же, как нам интересны китайские древности.

- Из Турции уже все телефоны оборвали, хотят к нам везти текстиль и яблоки, если бы только была складская инфраструктура и таможенные терминалы. Москва задыхается от грузовых потоков и уже серьезно думает о том, чтобы перевести их в регионы. С этой точки зрения Ярославль очень удачно расположен, - это уже слова Олега Кочанова.

Словом, как убедились депутаты, перспективы огромные, и стратегия превращения "Туношны" в один из лучших аэропортов России есть. Дело осталось за малым - пролоббировать выделение денег из федерального бюджета, разработать и утвердить соответствующую областную целевую программу. Такое решение и было принято по итогам выездного заседания в Туношне....
Авторские права на данный материал принадлежат «Золотое Кольцо (Ярославль)». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка