Независимое военное обозрение
15 марта 2002, 12:42
Борьба за многомиллиардный контракт
Нынешний март имеет все шансы стать решающим периодом для отечественного военного самолетостроения. В соответствии с поручением президента России до конца месяца должен быть выбран головной разработчик перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), который более известен широкой общественности как "истребитель пятого поколения".
Победитель получит самый большой в ближайшие 20 лет оборонный заказ. Весьма велика вероятность того, что выигравшая фирма в перспективе станет единственным разработчиком боевых авиационных комплексов. В соревновании участвуют не только фирмы, но и поддерживающий их финансово-промышленный капитал, группировки в правительстве и Минобороны.
Глава Минпромнауки Илья Клебанов и его союзники предлагают выстроить жесткую вертикаль управления под опекой правительства и Росавиакосмоса. Они ориентированы на изъятие у предприятий ОПК части экспортных доходов и направления их на финансирование таких программ, как самолет пятого поколения.
Однако часть предприятий считает, что слишком жесткая централизация в условиях недостатка ресурсов, большой роли субъективного фактора и потери опыта управления крупными программами чревата катастрофическими ошибками. Судя по некоторым признакам, не всем военачальникам по душе идея параллельного финансирования программы со стороны Минобороны и неких законодательно не оформленных инвестиционных институтов.
Предполагалось, что многие из технических и организационных проблем будут решены на заседании межведомственной комиссии по ПАК ФА, которое прошло 5 марта в главкомате ВВС. Эта комиссия была сформирована для проведения тендера совместным решением главкома ВВС и гендиректора Росавиакосмоса в декабре 2001 г. На различных этапах работы в ней принимали участие свыше 300 военных и гражданских специалистов.
Свои аванпроекты РСК "МиГ" и "ОКБ Сухого" представили в комиссию в конце декабря - начале января 2002 г., в феврале оба документа были рассмотрены. Рабочие группы (а их было сформировано 10) посетили конструкторские бюро. Изучались математические и аэродинамические модели, результаты продувок.
Представители двух конкурирующих фирм сделали на совещании 5 марта разные по духу доклады. По некоторым данным, глава "ОКБ Сухого" и АХК "Сухой" Михаил Погосян акцентировал внимание на технических достоинствах своего варианта и возможностях холдинга. Его соперник - заместитель руководителя РСК "МиГ" и директор Инженерного центра "ОКБ Микояна" Владимир Барковский - помимо техники рассмотрел широкий круг финансовых и военных проблем, без учета которых программа пятого поколения не имеет шансов на успех.
Есть основания полагать, что новому руководству ВВС импонирует такой подход. А это несколько изменило расклад сил в состязании двух знаменитых фирм. Ранее абсолютным фаворитом называли "ОКБ Сухого". Было заметно, что его сторонниками выступали высокопоставленные представители правительства: глава Минпромнауки Илья Клебанов и шеф Росавиакосмоса Юрий Коптев. Приведем лишь одно заявление последнего, сделанное 6 февраля в Рыбинске: "В марте состоится решение конкурсной комиссии (по пятому поколению). Не надо быть большим стратегом, чтобы примерно предположить, какое будет решение".
Похоже, что главком ВВС генерал-полковник Владимир Михайлов не совсем с этим согласен. Вопреки ожиданиям некоторых чиновников он стремится лично разобраться в проблеме пятого поколения и не поддаваться лоббистскому давлению. В феврале Михайлов посетил НПО "Сатурн", которое создает двигатель для истребителя пятого поколения. Позиция главкома может оттянуть окончательное решение вопроса о головном разработчике ПАК ФА тем более, что ВВС пока не выделяют средства на его создание.
Тем не менее, отвечая на вопрос корреспондента "НВО", Юрий Коптев заявил, что решение, по-видимому, будет принято до 20 марта.
Сторонники "Сухого" спешат, поскольку их позиции слабеют.Уменьшается влияние Ильи Клебанова, 13 марта заканчивается срок контракта у Юрия Коптева. По мере роста пакета заказов "РСК "МиГ" менее значимым становится основной козырь суховцев, связанный с существенно большим объемом экспортных доходов.
Илья Клебанов 6 марта заявил: "Создание самолета пятого поколения будет как минимум на 50% профинансировано из экспортных доходов АХК "Сухой". (Министр либо уверен в победе холдинга, либо собирается перераспределять его доходы в пользу микояновцев.) По прогнозу некоторых экспертов, на главкома ВВС, который не склонен принимать поспешные решения, будет оказано давление, с тем чтобы и он одобрил суховский вариант.
Никакой официальной информации об облике ПАК ФА после совещания не распространялось. В беседе с корреспондентом "НВО" Юрий Коптев подтвердил, что предполагается строить самолет промежуточного класса, который будет больше МиГ-29 и меньше Су-27. Характеризуя роль в проекте "ОКБ имени Яковлева", глава Росавиакосмоса заявил, что эта фирма "очень активно работала с "Сухим" в варианте модификации укороченного взлета и вертикальной посадки. Начала она такую же работу и с РСК "МиГ".
В то же время ряд новых данных появился о силовой установке нового истребителя. Илья Клебанов сказал, что "шансов на разработку двигателя для военных самолетов пятого поколения больше у НПО "Сатурн". Министр упомянул моторы поколения "четыре плюс", осваиваемые на "Рыбинских моторах" (системообразующем предприятии "Сатурна"). Руководитель последнего - Юрий Ласточкин заявил корреспонденту "НВО", что его предприятие совместно с Уфимским моторостроительным производственным объединением в 2002 г. начнет испытания АЛ-41Ф1, который "будет предтечей для двигателя пятого поколения". Предполагается, что он будет иметь тягу порядка 14,5 т. Вся эта информация позволяет сделать вывод, что новый истребитель будет двухдвигательным, а появление в прессе рисунков одномоторного самолета - дезинформация. Любопытно, что буквально неделю назад московский двигателестроительный завод "Салют" заявил о создании модификации АЛ-31Ф с повышенной тягой. Таким образом, конкуренция обостряется среди всех потенциальных участников программы пятого поколения.
Сделать прогноз об исходе тендера непросто. У каждой из фирм есть свои козыри. "Сухие" потенциально способны собрать больше внебюджетных средств. Они накопили много информации в ходе летных испытаний С-37 (правда, скорее всего сделан вывод о бесперспективности избранной аэродинамической компоновки). В "ОКБ Сухого" гораздо больше квалифицированных сотрудников нижнего и среднего звена.
РСК "МиГ", уступая конкурентам по финансовому и отчасти кадровому потенциалу, имеет гораздо более динамичную команду топ-менеджеров. Компания уже прошла болезненную стадию интеграции. Да и МФИ, по оценкам ряда специалистов, воплощает весьма перспективную аэродинамическую концепцию.
Есть вероятность принятия компромиссных вариантов. Так, Юрий Коптев в беседе с корреспондентом "НВО" заявил, что совместная работа над проектом - "это самое правильное решение. Во главе будет стоять тот, кто победит. Но работа будет строиться так, чтобы было место и двум другим фирмам". К сожалению, особенности отечественного менталитета и отношения между руководителями предприятий не дают оснований с оптимизмом воспринимать такие призывы.
Наконец, нельзя исключать и отсрочку выбора головного разработчика ПАК ФА, с тем чтобы дать фирмам возможность вывести свои проекты на более продвинутую стадию....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
