Гудок
17 октября 2012, 16:26
ФАС защищает пассажиров от слияния аэропортов
В антимонопольной службе уверены, что снижение конкуренции между аэропортами приведет к росту цен на услуги для пассажиров
Свое критическое отношение к проекту создания единого московского авиаузла чиновники ФАС выразили в письме, которое направили в правительство и Минтранс. В нем указывается, что это приведет к исчезновению конкуренции и подорожанию авиауслуг для пассажиров.
"В Московском авиационном узле конкуренция между аэропортами, прежде всего, "Домодедово" и "Шереметьево" стала в последнее десятилетие одним из значимых факторов высоких темпов роста пассажиропотока и качественного обновления инфраструктуры", - отмечают представители ФАС.
В ведомстве полагают, что готовить предложения об объединении стоит только после того, как будет разработана оптимальная модель развития Московского авиаузла.
Напротив, в Минтрансе настаивают, что создание МАУ поможет более эффективно распределять бюджетное финансирование между аэропортами и лучше организовать управление пассажиропотоком и воздушным движением в небе над Москвой. Для этого министерство предлагает создать единую управляющую компанию и передать ей госимущество аэропортов, включая взлетно-посадочные полосы и прочую инфраструктуру, а также госпакеты акций операторов аэропортов.
В то же время единая управляющая компания сконцентрирует под своим контролем все финансовые потоки, которые сможет направлять на развитие инфраструктуры. Ее контрольный пакет акций останется в руках государства, а в число активов войдет имущество не только государственных "Шереметьево" и "Внуково", но и частного "Домодедово", который утратит свою самостоятельность.
В Минтрансе эти предложения обсуждались еще в апреле 2012 года. В августе проект был представлен президенту Владимиру Путину, который одобрил его и направил в правительство. Он также поручил до середины ноября проработать его с представителями "Домодедово". Рабочую группу, которая работает по проекту, возглавил вице-премьер Игорь Шувалов.
Ранее представители "Домодедово" выступали против планов Минтранса, тогда как в "Шереметьево" и "Внуково" их поддержали.
В пресс-службе "Внуково" предпочли не комментировать возражения ФАС, переадресовав все вопросы в Минтранс. А в пресс-службе "Шереметьево" лишь уточнили, что "представители аэропорта участвуют в работе соответствующей правительственной комиссии, но решение о создании управляющей компании принимает государство на основе международной независимой экспертизы. И для этих целей будет привлечен авторитетный международный консультант".
"Сейчас ведется работа по согласованию техзадания к конкурсу для привлечения международных экспертов", - подтвердили Gudok.ru в пресс-службе Минтранса.
Как считает аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк, в случае реализации проекта Минтранса расходы контролировать окажется проще, однако это не значит, что они сократятся. Поэтому реакция ФАС оправдана, так как при объединении действительно непонятна ситуация с конкуренцией и насколько это повлияет на цену обслуживания как для авиакомпаний так и для пассажиров", - уточнил аналитик.
Если для бизнеса и пассажиров объединение аэропортов в МАУ невыгодно, то с точки зрения интересов государства дело обстоит наоборот. Поэтому Андрей Шенк прогнозирует, что хотя концепция объединения еще может поменяться, оно все-таки состоится, так как за это выступают силы, которые обладают существенным административным ресурсом. В случае, если объединяться будут все три аэропорта, то потребуются средства на выкуп пакета акций у частников, управляющих "Домодедово". Однако, это маловероятный сценарий, так как потери владельцев "Домодедово", скорее всего, будут компенсированы не живыми деньгами. Поэтому расходы бюджета на создание МАУ не превысят одного миллиарда рублей.
Аналитик ИК БКС Игорь Краевский полагает, что если будет принципиальное решение государства об объединении всех трех аэропортов, то оно будет проведено в жизнь, несмотря на возражение владельцев "Домодедово". Но не исключено, что сольют только "Шереметьево" и "Внуково". И тогда "Домодедово" продолжит развиваться самостоятельно.
В мире нет консенсуса относительно того, как развивать аэропорты. Есть регионы, где они успешно функционируют раздельно и так исторически сложилось в Москве. Но есть и положительный опыт развития крупных узлов-хабов. Единственно правильного решения не существует, так как у любого варианта есть свои плюсы и минусы. "Вполне возможно, что создание МАУ приведет к росту цен на билеты. Но с другой стороны, в рамках узла проще будет привлекать финансирование на развитие межаэропортового сообщения, и пассажиры получат возможность экономить время и деньги, быстрее добираясь из одного аэропорта в другой", - заключил Игорь Краевский....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 7, 2025
Сын Героя Советского Союза Михаила Девятаева посетил Казанский вертолетный завод
Май 7, 2025
Эмирейтс и flydubai установили новый рекорд, продемонстрировав силу партнерства: более 5 миллионов пассажиров воспользовались совместной маршрутной сетью за последний год
Май 7, 2025
Около тысячи школьников и студентов побывали в цехах ОДК-СТАР в рамках "Недели без турникетов"
Май 7, 2025
Государственный Кремлевский оркестр выступил в аэропорту Домодедово