Российская газета
19 октября 2012, 12:10
Взлет из Кремля разрешен
В Кремле ведут подготовку к тому, чтобы первые лица государства могли регулярно передвигаться по воздуху
Как удалось выяснить корреспонденту "РГ" в Кремле ведут подготовку к тому, чтобы первые лица государства могли регулярно передвигаться по воздуху.
- Вертолетная площадка в Кремле нужна и мы работаем над решением этой проблемы, - сообщил корреспонденту "РГ" по телефону генерал-лейтенант Сергей Хлебников, комендант Московского Кремля. - Рассматриваем разные варианты. Пока могу лишь сказать, что они не связаны ни с Соборной, ни с Ивановской площадями, куда в разные годы приземлялись вертолеты глав государства.
Как рассказал Сергей Дмитриевич, конкретное место размещения вертолетной площадки не будет засекречено, его объявят, но несколько позже.
По словам пресс-секретаря премьера Натальи Тимаковой, службы, которые охраняют главу государства и премьер-министра, отныне большинство маршрутов разрабатывают с учетом использования воздушного пути кортежа.
Собственно, вертолеты первые лица используют давно и активно, особенно в поездках по стране. Достаточно вспомнить известные фото Медведева, сделанные с борта вертолета: из недавних - панораму зимней Москвы на страничке в Facebook. А его снимок с воздуха Тобольского кремля ушел за 51 млн. руб. на благотворительном аукционе.
Исторический факт: по меньшей мере три главы государства прибывали в Кремль с неба. В буквальном смысле слова. Впервые решили использовать вертолеты для перевозки первого лица с посадкой на территории Кремля в 1959 году. Дело в том, что на Никиту Хрущева, во время посещения США, большое впечатление произвело эффектное прибытие президента Дуайта Эйзенхауэра в Белый дом на вертолете S-58. Хрущева также "покатали" на таком вертолете-салоне: в компании с Эйзенхауэром он слетал в Кэмп-Дэвид. Безотлагательно два S-58 были закуплены и отправлены в СССР.
Сразу по возвращении в Москву Хрущев потребовал устроить вертолетную площадку в Кремле. Никита Сергеевич хотел удивить Эйзенхауэра, который должен был вскоре прилететь в СССР. Но вместо Эйзенхауэра прилетел шпион Пауэрс, и история пошла по иному руслу: 1 мая 1960-го американский самолет-разведчик У-2 сбили над СССР, из-за чего визит Эйзенхауэра отменили.
Тем не менее осенью 1959 года Хрущев один раз слетал "на работу" на вертолете. Закупленные американские S-58 отдали в НИИ на исследования, а в Кремль из Внуково первого секретаря доставил отечественный Ми-4. Полет был удачным, машина приземлилась на Ивановской площади.
Но идея не получила развития. Хрущеву больше нравились открытые лимузины. Заядлым автомобилистом был и Брежнев. К тому же проблемы пробок в Москве тогда не знали, и в вертолетной площадке в Кремле не было острой нужды.
О вертолетах вспомнили при Ельцине. По свидетельству шефа президентского протокола Владимира Шевченко, именно из-за пробок на московских дорогах и разговоров о том, что при проезде президентского кортежа на 15 - 20 минут приходится перекрывать улицы, в Кремле задумались о том, чтобы президент добирался до своего рабочего кабинета на вертолете.
- Как в Вашингтоне, - вспоминает Шевченко. - Но там, на приличном расстоянии от Белого дома - огромная лужайка. А здесь храмы. Один раз, в 1993 году, мы решились приземлиться в Кремле на вертолете. Сели на Соборную площадь и поняли, что никогда больше этого делать не будем. Такой грохот стоял! Без показаний приборов стало ясно, какой ущерб резонанс может причинить кремлевским строениям. И мы от этой шальной идеи тогда отказались, но она не умерла.
По данным шефа протокола, в 2001 году на Ивановскую площадь дважды приземлялся вертолет Путина. Шевченко вспоминает, что тогда показания датчиков вибрации, размещенных на куполах Успенского собора, на колокольне Ивана Великого и церкви Двенадцати Апостолов были в пределах нормы. И вновь встал вопрос о строительстве вертолетной площадки на Ивановской площади, под этот проект даже выделили средства из бюджета. Но опять проект забросили.
По некоторым данным, с возражениями выступила и ЮНЕСКО: в Кремле много объектов всемирного наследия, вибрации винтов могли нанести им вред.
Кстати, в среде экспертов нет единого мнения на счет вреда от винтов, многие считают проблему надуманной, утверждая, что влияние вибрации, создаваемой при взлете и посадке вертолета, на самом деле весьма незначительно. К тому же, вибрации создает и метро, но на этом основании станции метрополитена в районе Кремля никто пока не планировал закрывать.
Как сказал нам комендант Кремля, эксперты ЮНЕСКО могут не волноваться. Сергей Хлебников заверил: разрабатываемый вариант не создаст никакой угрозы историческим зданиям и объектам на территории Кремля.
Москва
Столичные власти, которые в последние два года тратят огромные средства на борьбу с заторами, пока не рискуют делать радужных прогнозов по поводу значительного улучшения дорожной ситуации и после того, как премьер пересядет на вертолет. Тем не менее относятся к этому с оптимизмом. "Безусловно, уменьшение количества мероприятий, связанных с перекрытиями улиц Москвы в моменты передвижения официальных лиц и делегаций, может положительно отразиться на пропускной способности дорог города, - сказал "РГ" заммэра столицы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. - Однако данная практика принята во всем мире и соответствует протоколу встреч официальных лиц. Поэтому сейчас преждевременно делать конкретные выводы. Но, безусловно, это очень позитивная информация".
Вместе с премьером сразу же собрались пересесть на вертолеты и простые граждане. В Москве с 2004 года обсуждается тема создания воздушного такси. А в 2010-м даже объявлялись примерные цены - полет до аэропорта укладывался в 60-100 долларов. В Москве не удалось реализовать этот проект, потому что над городом запрещены полеты. А вот на МКАД и в Московской области действует полтора десятка официально зарегистрированных площадок, откуда за не очень большие деньги можно перелететь, скажем, от правительства Московской области в Красногорском районе на противоположный конец МКАД - Каширское шоссе. Как рассказали "РГ" в одной из авиакомпаний, занимающихся авиаперевозками на небольшие расстояния, среди самых популярных направлений - полеты в Иваново. Место в самолете обойдется в 1700 рублей. По словам Максима Ликсутова, решение о полетах над Москвой на вертолетах должно быть принято правительством РФ. Эта идея обсуждалась Министерством транспорта России и департаментом транспорта города. После принятия соответствующих решений на федеральном уровне городские власти готовы активно прорабатывать данный вопрос.
Комментарий
Юрий Трутнев, помощник Президента РФ:
- Я давно увлекаюсь малой авиацией, состою в аэроклубе и летаю во всех случаях, когда это экономит время, особенно в Подмосковье. Обычно я сам арендую малый вертолет типа R-44 и сажусь за управление. Получается летать один-два раза в месяц. Мне кажется, что надо говорить о развитии малой авиации в стране в целом - не только и не столько о возможности летать для чиновников. В России, к сожалению, малой авиации не хватает для экстренных нужд: эвакуации больных, тушения пожаров, не то, что для целей личного передвижения. Ну а что касается пробок в воздухе, то даже летом рядом с Москвой очень редко увидишь на горизонте другое малое судно или услышишь радиообмен. Более широкое использование малой авиации, конечно, не решит всех транспортных проблем, но какую-то часть их остроты снимет.
Валерий Шелковников, член правления Всемирного фонда безопасности полетов, президент КАА "Безопасность полетов":
- Какая существует мировая практика организации полетов вертолетов над крупными городами? В прошлом году вышло обновленное руководство ИКАО по созданию вертодромов. Заложена новая концепция урбанизации использования вертолетов. Четко прописаны технические параметры выделенных площадок, на которые они должны садиться. В том числе оборудованных на высотных зданиях и с использованием всепогодной инструментальной системы посадки. Четко указано, что для выполнения полетов ночью вертодромы должны иметь специальные светосистемы. Лицензированием вертодромов занимаются авиационные администрации. Скажем, в США это FAA. У нас это прерогатива Росавиации.
Важная проблема - высоковольтные провода. К сожалению, столкновения с ними воздушных судов нередки. В России отсутствует практика маркировки проводов воздушной ЛЭП в зонах интенсивных полетов. Наши федеральные правила использования воздушного пространства, документы министерства энергетики определяют порядок нанесения маркировочных знаков только на опоры. А документы ИКАО предлагают, в частности, размещать специальные шары-маркеры с определенными интервалами вдоль линии электропередачи. Эти шары из пластика, диаметром шесть сантиметров. Цвет - красный, оранжевый, белый.
Такие подготовительные меры по обеспечению безопасности полетов вертолетов нужно срочно провести в крупных российских мегаполисах. Но необходимо сделать и второй важный шаг - надо срочно отменять секретное постановление правительства СССР 60-х годов прошлого столетия о закрытии воздушного пространства для полетов над Москвой, Ленинградом и Киевом, продублированное многочисленными директивами Генерального штаба. Это архаизм! В Вашингтоне, к примеру, в центре города успешно функционирует аэродром им. Рональда Рейгана с очень интенсивным движением, и всего три запретных зоны: Белый дом, конгресс и стратегический резервуар. Через Пентагон проходят схемы вылета и захода на посадку на аэродром им. Рейгана. В пределах Лондонской кольцевой дороги (аналог МКАД) расположены аэродромы Хитроу, Нортхолт, Биггин Хилл. А в самом центре Лондона, недалеко от Букингемского дворца - удобный аэродром Лондон Сити для бизнес-авиации. Мы же одним росчерком пера потеряли и Ходынку, и Тушино.
Хочу подчеркнуть и такую вещь. Безусловно, полеты над Москвой вертолетов с первыми лицами государства на борту потребуют повышения огромной ответственности и летного мастерства пилотов специального авиаотряда....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции