Взлёт
7 ноября 2012, 10:48
О производстве российских пассажирских и транспортных самолетов в 2012 г.
За 10 месяцев 2012 г. предприятиями авиационной промышленности России было изготовлено 15 новых пассажирских и транспортных самолетов, более половины из которых (9) пришлось на новые региональные лайнеры SSJ100
Ниже представлен краткий обзор производства и поставок по основным самолетостроительным программам, осуществляемым в России в 2012 г.
Ил-96
За 10 месяцев 2012 г. ОАО "ВАСО" построен и облетан один новый самолет Ил-96-300ПУ(М1) по заказу УДП РФ. До конца года возможна передача его в эксплуатацию в СЛО "Россия". На заводе имеется один готовый грузовой самолет Ил-96-400Т, облетанный в 2011 г., но сдача его до конца года из-за отсутствия актуального заказчика маловероятна.
Ту-204
В 2012 г. на ЗАО "Авистар-СП" не изготовлено ни одного нового самолета семейства Ту-204. В начале года в эксплуатацию в СЛО "Россия" сданы два облетанных в 2011 г. самолета Ту-204-300. На хранении на заводе находятся два сданных в 2010 г. заказчику (ИФК) грузовых самолета Ту-204-100С (облетаны в 2009 г.). До конца года возможна передача одного из них в эксплуатацию авиакомпании "Трансаэро".
Ту-214
Информации о постройке в 2012 г. на ОАО "КАПО" новых самолетов Ту-214 пока не имеется. Весной был сдан в эксплуатацию в СЛО "Россия" облетанный в 2011 г. самолет Ту-214СУС. На испытаниях с 2011 г. находится самолет специального назначения Ту-214ОН, сдача которого планировалась на 2012 г.
Ан-148
За 10 месяцев 2012 г. ОАО "ВАСО" изготовлено и облетано два новых самолета Ан-148-100Е. Один из них уже поставлен в эксплуатацию в авиакомпанию "Ангара", до конца года ожидается передача еще двух (включая одного, выпущенного в 2011 г.). Кроме того, до конца года можно ожидать завершения постройки и проведения испытаний двух самолетов по заказам МЧС России (Ан-148-100ЕМ) и УДП РФ (Ан-148-100ЕА), но сдача их может быть перенесена на начало 2013 г.
На хранении на заводе находятся еще два готовых Ан-148-100Е в экспортном исполнении, но сдача их до конца года маловероятна в связи с отсутствием актуального заказчика.
SSJ100
За 10 месяцев 2012 г. ЗАО "ГСС" изготовлено 9 новых самолетов SSJ100-95B, в эксплуатацию в авиакомпанию "Аэрофлот" сдано 6 самолетов (включая один, облетанный в 2011 г.). Из четырех остающихся самолетов выпуска 2012 г. один готовится к сдаче авиакомпании "Якутия", один передан СП SJI в Венецию для кастомизации перед поставкой авиакомпании Interjet (Мексика), один находится в Ульяновске на установке интерьера и окраске перед поставкой авиакомпании Sky Aviation (Индонезия) и еще один, строившийся для авиакомпании "Армавиа", используется для испытаний ЗАО "ГСС". До конца года можно ожидать достройки второго самолета для авиакомпании "Якутия", одного-двух самолетов для Interjet, первого самолета для авиакомпании Lao Central Airlines (Лаос) и второго самолета для Sky Aviation, а также, возможно, очередного самолета для "Аэрофлота" - первого в улучшенной компоновке. В эксплуатацию до конца года могут быть сданы еще три самолета (два - в авиакомпанию "Якутия" и один - в Sky Aviation).
Ан-140
За 10 месяцев 2012 г. ОАО "Авиакор - авиационный завод" изготовил и сдал эксплуатацию в МО РФ один новый самолет Ан-140-100. Еще один аналогичный самолет построен, но пока не облетан и также может быть сдан заказчику до конца года.
Ту-154
За 10 месяцев 2012 г. на ОАО "Авиакор - авиационный завод" изготовлен и сдан эксплуатацию в МО РФ один новый самолет Ту-154М, завершается постройка второго.
Ил-76
В 2012 г. ГАО "ТАПОиЧ" (Узбекистан) построен и сдан в эксплуатацию в авиакомпанию "Волга-Днепр" один Ил-76ТД-90ВД - по всей видимости, заключительный самолет семейства Ил-76 ташкентского производства.
ЗАО "Авиастар-СП" изготовило и приступило к испытаниям первого летного экземпляра самолета Ил-76МД-90А ульяновского производства, ведется постройка трех серийных самолетов, два из которых могут быть готовы в 2013 г.
Ил-114
В 2012 г. ГАО "ТАПОиЧ" (Узбекистан) построен один самолет Ил-114-100, который до конца года должны быть сдан в эксплуатацию в НАК "Узбекистон Хаво Йуллари". По всей вероятности, он станет заключительным самолетом семейства Ил-114 ташкентского производства. С учетом остающегося в Ташкенте производственного задела рассматривается возможность освоения производства самолетов Ил-114-100 на одном из российских авиазаводов.
***
С учетом имеющихся производственных заделов, до конца года можно ожидать постройки российской авиапромышленностью и проведения испытаний еще 6-8 новых пассажирских самолетов, в т.ч. еще одного-двух Ан-148, трех-четырех SSJ100, одного Ан-140-100 и одного Ту-154М. Таким образом, по предварительной оценке, за два месяца до конца года, всего в 2012 г. в России может быть изготовлено 21-23 новых пассажирских и транспортных самолета (23-25 с учетом самолетов ташкентского производства), что всего на 2-4 самолета больше, чем годом ранее (в 2011 г. в России построено 19 новых пассажирских и транспортных самолетов и 22 - с учетом ТАПОиЧ).
Объем поставок российской авиапромышленности в 2012 г. может составить 20-22 самолета (22-24 с учетом ТАПОиЧ), что на 8-10 самолетов больше, чем в 2011 г. (тогда поставлено 12 самолетов российского производства и еще четыре - ташкентского). Таким образом, при сохранении незначительной (10-20%) динамики объемов производства новых самолетов можно ожидать более существенного (на 65-85%) роста поставок.
Вместе с тем, уже сейчас очевидно, что план производства и поставок гражданских воздушных судов в 2012 г. будет значительно недовыполнен - главным образом, по программам SSJ100 и Ан-148. Согласно годовому отчету ОАК за 2011 г., утвержденному 4 июля 2012 г., в этом году планировалось поставить заказчикам 36 самолетов, в т.ч. SSJ100 - 24, Ан-148 - 9, Ту-204-300 - 2, Ил-96-300 - 1 (не считая продукции не входящих в состав ОАК самарского ОАО "Авиакор" и ташкентского ГАО "ТАПОиЧ"). Выполнение плана по предприятиям ОАК по фактическим итогам года, таким образом, может составить лишь 40-50%.
Тем не менее, положительная динамика поставок, развитие набирающего обороты серийного выпуска самолетов SSJ100 и практические результаты по программе Ил-76МД-90А вселяют осторожный оптимизм в усиление тенденции роста производства российских пассажирских и транспортных самолетов в ближне- и среднесрочной перспективе....
Авторские права на данный материал принадлежат «Взлёт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 29, 2025
Аэрофлот успешно прошел сертификацию на ремонт авиационных двигателей
Ноябрь 1, 2025
Cartier в обуви пассажира обнаружили домодедовские таможенники
Ноябрь 1, 2025
Работники Управления ФГУП "УВО Минтранса России" отмечены ведомственными наградами ко Дню народного единства
Ноябрь 1, 2025
Аэропорт Шереметьево объявил тендер на развертывание дополнительного комплекса противодействия БПЛА
