Известия
16 ноября 2012, 11:29
"Кукурузник" вернется на российские заводы в 2015 году
Правительство России намерено вновь ввести Ан-2 на пассажирские авиалинии. О том, что этот самолет включат в консолидированный заказ на поставку отечественной авиатехники, говорится и в проекте доклада премьера Д.Медведева президенту России В.Путину
В Министерстве транспорта "Известиям" сообщили, что речь идет о глубокой модернизации уже имеющихся самолетов, включающей замену двигателя и аэронавигационной аппаратуры. Ориентировочно модернизация обойдется примерно в сумму от $600 тыс. до $850 тыс. В ведомстве добавили, что планируется модернизация от 500 до 800 машин - таким образом, бюджет проекта составит от $300 млн до $680 млн. Начало реализации программы намечено на 2015 год.
"Бывает, летают по автомобильному навигатору"
Пока в Минтрансе не готовы назвать авиаремонтные предприятия, которые будут выполнять работы по переоборудованию самолетов, - будет объявлен специальный тендер. Известно, что Минпромторг предлагал использовать для модернизации импортные двигатели, хотя в Омске производственным объединением "Полет" до 2009 года выпускалась модификация этого самолета с отечественным турбовинтовым двигателем.
Главным преимуществом самолета Ан-2 является его способность садиться и взлетать с необорудованных площадок, при незначительной модификации шасси садиться на снег, на лед, а при установке поплавков - на воду. Он и используется преимущественно в районах с неразвитой инфраструктурой, где и дорог практически нет. При этом он гораздо экономичнее вертолета и проще в обслуживании. Но самолет был спроектирован в конце 1940-х, а в серию пошел в 1949 году. Конечно, Ан-2 до сих пор эксплуатируются, а в Китае - даже производятся под наименованием Y-5 и "Фонг Шу-2".
В регионах, правда, настроены скептически насчет реанимации Ан-2.
- У нас, например, осталось очень мало таких машин, и большинство из тех, что остались, не эксплуатируются, - рассказывает представитель одного из дальневосточных регионов. - Самолеты очень изношены, и их восстановление и модернизация - вопрос сомнительный. Несмотря на то что машина сама по себе хорошая, есть чисто технические сложности. Например, имеющимся у нас Ан-2 требуется авиационный бензин, который у нас не производят, и приходится закупать импортный по цене около 100 тыс. рублей за тонну. Навигационное оборудование у них весьма скудное: бывает, летчики вообще летают по автомобильному навигатору.
По словам собеседника, одномоторный самолет для пассажирских перевозок не очень подходит.
- У нас не так много необорудованных или слабооборудованных аэродромов, для которых необходим Ан-2, - продолжает чиновник. - Мы гораздо больше заинтересованы в самолетах класса Ан-24 (26). Они более востребованы, и пассажировместимость у них больше.
Старая конструкция для эпохи модернизации
- Очень странная затея, - комментирует инициативу правительства глава подмосковного отделения Межрегиональной организации пилотов и владельцев воздушных судов Дмитрий Шаповалов. Для начала - это конструкция середины прошлого века. Свежепостроенный Ан-2 пусть и с трудом, но соответствует минимальным требованиям по безопасности. Но ведь возраст большинства самолетов Ан-2 порядка 20-30 лет. А у них крылья не металлические, а из специальной ткани - перкаля. Ткань изнашивается быстрее металла. То есть модернизация с капитальным ремонтом немногим отличается от постройки нового самолета. Если говорить о таких больших объемах, а 500 самолетов - это очень большая партия, то проще организовать производство новых, чем восстанавливать старые.
Магомед Закаржаев, гендиректор некрупной татарстанской компании ОАО "Казанское авиапредприятие", имеющей в парке около десятка Ан-2, сообщил, что видел модернизированный Ан-2 и говорил с членами экипажа.
- Машина еще толком не облетана, у нее еще есть ряд технических недоработок и проблем, - говорит собеседник. - Сама идея модернизации самолета, которому более 30 лет, сомнительна, и сколько он сможет прослужить после модернизации, неясно. Главное, я не вижу сейчас, после прекращения авиахимработ, применения для этого самолета в таком масштабе. Это транспортный самолет, для перевозки пассажиров он устарел морально.
Мощное лобби Ан-2
По мнению Закаржаева, с развитием дорожной сети и уменьшением населения отдаленных регионов потребность в таких самолетах сильно уменьшилась. Большие сомнения вызывает экономическая оправданность этой программы.
- Просто Сергею Шойгу этот самолет понравился, еще когда он губернатором Московской области был, - сказал "Известиям" глава одного из авиазаводов, имеющих опыт модернизации Ан-2. - Вот он лоббировал эту идею. Только он ведь не летчик и не экономист. Беда в том, что, когда решения принимают, забывают специалистов спросить.
Сергей Шойгу, будучи еще подмосковным губернатором, в августе этого года заявил о желании восстановить производство Ан-2. "Мы очень хотим восстановить производство самолетов Ан-2. Может быть, это будет Ан-3", - заявлял губернатор на выездном совещании в Ивантеевке....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 23, 2024
"Аэрофлот" до конца июня внедрит оплату по биометрии
Май 24, 2024
Увидеть достопримечательности Ярославской области можно будет на вертолетной прогулке
Май 24, 2024
Почему в самолетах надо пристегиваться: объясняет авиаэксперт
Май 24, 2024
Молния ударила в самолет Анталья - Новосибирск - борт приземлился в Толмачево