О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ФАС проследит за ценами на авиабилеты

За их необоснованное завышение антимонопольщики взыщут с авиаперевозчиков

С 2013 года на сайте ведомства будут еженедельно публиковаться данные мониторинга по стоимости авиабилетов в России, СНГ и дальнем зарубежье. Это поможет бороться с дороговизной авиаперевозок. А пассажиры получат наглядную информацию о самых привлекательных предложениях.

Как заявил замглавы ФАС Анатолий Голомолзин, первым делом ведомство начнет отслеживать ситуацию на серии сопоставимых регулярных маршрутов различных авиакомпаний дальностью 500, 1000, 3000 и более километров. Затем мониторинг охватит и чартерные перевозки. Его результаты станут информационной базой для возможного применения мер антимонопольного воздействия.

Например, будут сравниваться цены по маршрутам Москва - Петербург, Москва - Киев, Москва - Рига и Париж - Берлин. Необходимую информацию ведомство соберет непосредственно с сайтов авиакомпаний. В случае, если дальность авиалиний и объемы перевозок сходны, но цены на них слишком различны, то это станет основание для более тщательного выяснения причин таких диспропорций.

Ранее ФАС проводила подобный анализ в 2007-2008 годах и по его итогам был подготовлен специальный доклад, который рассмотрели главы правительств стран СНГ. Сейчас методика будет усовершенствована, а первые результаты мониторинга станут известны в конце года или начале 2013 года.

"Публиковать полученные данные мы по аналогии с рынком нефтепродуктов планируем не реже, чем раз в неделю", - сказал Голомолзин.

При этом он отметил, что по результатам прошлого анализа самый высокий уровень цен фиксировался в перелетах между странами СНГ. Чуть ниже цены были внутри России и еще ниже на перелеты в третьи страны. В настоящее время ситуация не изменилась, за исключением маршрутов между Россией и Украиной, которые немного подешевели.

Голомолзин считает, что сегодня цены были бы значительно выше, а объемы перевозок меньше, если бы в соответствии с рекомендациями ФАС не были изменены многие межправсоглашения между странами СНГ. В результате перевозки пассажиров в СНГ за последние 3 года вырос более чем в два раза: в 2010 году прирост составил 23%, в 2011 году - 46%, в 2012 году ожидается прирост примерно на четверть. Особенно быстро выросло авиасообщение между Россией и Украиной.

Эксперты считают, что данным нового мониторинга можно будет доверять только в случае, если в ФАС учтут очень многие факторы. Например, цены на авиакеросин сильно варьируют в различных регионах. А сравнивать стоимость услуг наших перевозчиков с иностранными вообще очень сложно, так как за рубежом нет налога на добавленную стоимость и вообще иная система налогообложения. Также не имеет смысла ставить на одну доску чартерных лоу-костеров и крупных перевозчиков с регулярными рейсами.

Основатель поисковика авиабилетов Aviasales.ru Константин Калинов указывает, что объемы перевозок и цены на авиабилеты в последние годы росли практически параллельно. Просто у людей появилось больше денег и возможность летать. Но он поддерживает инициативу ФАС и считает, что пора разобраться с ситуацией на рынке. "Цена пассажирских перевозок, исходя из их стоимости на километр пути, у нас в два-четыре раза выше, чем за рубежом. В этом виноваты ценовые сговоры, дорогое наземное обслуживание, издержки на бюрократические согласования и многие другие факторы", - заявил "Гудку" эксперт.

Эксперт авиатранспортной отрасли Алексей Синицкий не верит, что мониторинг ФАС поможет остановить рост цен на билеты. Он напомнил, что в 2011 году на внутренних линиях авиакомпании получили убыток в 28 млрд рублей, а на международных заработали 14 млрд рублей прибыли. В итоге авиаперевозчики в прошлом году получили 14 млрд рублей убытка.

"Рынок авиаперевозок не является сверхрентабельным. А автоматизированная система управления доходами авиакомпаний устроена так, чтобы продать билеты как можно дороже, но чтобы они все-таки оказались проданы. Иначе придется работать в минус", - пояснил "Гудку" эксперт.

Впрочем, он тоже считает, что мониторинг может быть полезен. Но отмечает, что авиаперевозки - это очень сложный бизнес, который во всем мире балансирует близко к границе убыточности. Дезорганизовать его очень просто.

"Едва ли возможно корректно привести всех к единому знаменателю с помощью простого мониторинга, а некорректное использование такого инструмента не пойдет на пользу ни авиакомпаниям, ни пассажирам", - предупреждает эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка