О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиация.kg. Хуже некуда (часть I)

На днях стало известно, что дело об авиапроисшествии, которое случилось в декабре 2011 года, передано в суд. На скамье подсудимых пилоты и диспетчеры, обвиняемые в "нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта"

На днях стало известно, что дело об авиапроисшествии, которое случилось в декабре 2011 года, передано в суд. На скамье подсудимых пилоты и диспетчеры, обвиняемые в "нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта".

Однако по документам, представленным ИА "24.kg" следственными органами, стало ясно, что из пилотов в очередной раз хотят сделать "козлов отпущения грехов" Агентства гражданской авиации КР и Межгосударственного авиационного комитета.

Второй круг - крушение?

Самолет ТУ-134 авиакомпании "Кыргызстан" потерпел крушение 28 декабря 2011 года. Совершая рейс Бишкек - Ош, при посадке в аэропорту южной столицы воздушное судно, по официальной версии, "совершило жесткую посадку". По словам очевидцев ЧП, самолет съехал с посадочной полосы, буквально завалился на бок, у него оторвало крыло, после чего он загорелся.

На борту находились 82 пассажира, в том числе 9 детей, а также 6 членов экипажа. В итоге 25 человек были госпитализированы.

Немедля было возбуждено уголовное дело, расследование которого поручили межведомственной следственной группе, в состав которой вошли также сотрудники управления внутренних дел на транспорте МВД КР.

Отдельное расследование проводили и специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК). В июле последние озвучили свой "вердикт": вина целиком и полностью лежит на экипаже и диспетчерах "Кыргызаэронавигации" - мол, ЧП можно было избежать, не допусти они ошибок. "Полет проходил нормально, но перед посадкой борт попал в туман, и экипаж потерял контакт с наземными ориентирами. По авиационным правилам самолет должен был уйти на второй круг, но экипаж попытался его посадить", - разъяснил председатель комиссии, специалист МАК Иван Мельник.

Однако эксперт Сергей Шурпа и другие его коллеги, которых привлекала Кыргызская транспортная прокуратура для проведения расследования, утверждают: уйди экипаж на второй круг, жертвы были бы неизбежны. "В таком случае воздушное судно развалилось бы в воздухе. И представить масштабы авиакатастрофы нетрудно", - говорит он.

Жертв было бы не избежать не только из числа пассажиров самолета, но и жителей домов, расположенных вблизи аэропорта в Оше.

По словам эксперта, конкретная причина авиапроисшествия до сих пор не выяснена, но следствием по данным расшифровки "черных ящиков" было установлено, что разрушение произошло при нормальных эксплуатационных параметрах, то есть результатом происшествия явилось техническое состояние самолета, который, тем не менее, был допущен к полетам Агентством гражданской авиации.

АГА другого мнения

В ходе следствия, которым руководил глава Кыргызской транспортной прокуратуры (КТП) Кубан Мамакеев, всплыли весьма любопытные подробности деятельности Межгосударственного авиационного комитета.

"В ходе следствия выявлено несоответствие квалификации и компетентности специалистов, включенных в комиссию МАК, целью которой было беспристрастное, объективное и независимое расследование", - говорится в письме главы КТП на имя генпрокурора Аиды Саляновой.

Как отмечается, по техническим документам и имеющемуся оборудованию воздушного судна обнаружены существенные несоответствия. Так, по документам, к примеру, значилось, что самолет оборудован системой раннего предупреждения столкновения с землей. Она предназначена для оповещения экипажа об опасном сближении и выдачи команды для предотвращения столкновения. По документам эта система на том ТУ-134 была, на деле же отсутствовала. Не было у воздушного судна и допуска для полетов в зоне RVSM на заданной высоте, отсутствовало обязательное кислородное оборудование для пассажиров и еще много чего, что числилось по документам как наличествующее.

Следствие признало действия должностных лиц Агентства гражданской авиации по меньшей мере халатными. Ведь с их разрешения "тушка" была допущена к полетам в отсутствие всех перечисленных систем и оборудования. "Отсутствовал надзор за летной эксплуатацией со стороны АГА, что повлекло угрозу безопасности для пассажиров, а экипажу не были своевременно выданы соответствующие команды для правильного пилотирования воздушного судна", - говорится в письме.

Однако ежегодно этот самолет как-то получал разрешение на полеты от АГА. "Установлен факт, что самолет осуществлял полеты с нарушением международных стандартов ИКАО", - подчеркивает транспортный прокурор.

Как же получилось, что воздушное судно, непригодное для выполнения полетов, все же эксплуатировалось?

По словам эксперта Сергея Шурпы, агентство, по заключению транспортной прокуратуры, проводило оценку состояния воздушного судна, не имея у себя необходимой документации. Получается, специалисты агентства без оценки состояния судна допустили его к полетам.

Мало того, утверждает эксперт, из уголовного дела изъяли важные доказательства, основанные на записях "черных ящиков" и указывающие на истинную причину авиационного происшествия и причастность к нему Агентства гражданской авиации.

Сомнение в объективности

В ходе расследования авиапроисшествия транспортная прокуратура внесла предписание, где кроме прочего отметила, что "перед председателем МАК Иваном Мельником были поставлены вопросы об оценке фактов, приведших к авиационному происшествию". "Вначале он даже не хотел принять их, а впоследствии не ответил ни на один из них. При этом Мельник не смог пояснить, по каким критериям проводится оценка действий экипажа, служб и эксплуатируется воздушное судно. Кроме того, МАК не провел анализ полетной информации средств объективного контроля и не предоставил схему и описание полета", - говорится в документе.

КТП обращает внимание на эти моменты, отмечая, что, очевидно, так называемое "независимое и объективное" расследование проводилось поверхностно и на основании данных АГА, которое напрямую заинтересовано в сокрытии многих фактов, в частности бардака, который творится в кыргызской авиации.

А мне летать... неохота

После происшествия в аэропорту Оша прокуратура затеяла масштабную проверку всего авиапарка республики. И выявила ужасающие данные. Часть из них стала достоянием общественности, но не все.

Согласно данным КТП, где ИА "24.kg" предоставили документы, авиакомпания "Кыргызстан" имеет существенные недостатки в части документации по эксплуатации самолетов "Боинг-737". "В авиакомпании не могли показать даже штатную структуру и кто за что отвечает. Авиакомпания не предоставила подтверждающие документы, кто, когда и как оценивал техническое состояние воздушных судов при регистрации их в Кыргызстане и на основании чего они допущены к полетам, выполнены ли все требования по сертификации", - говорится в документе.

В ходе аудита выявлено, что все авиакомпании Кыргызстана с их самолетами можно смело внести в черный список "по причине неспособности Агентства гражданской авиации осуществлять надзор". "Безопасность полетов в Кыргызстане находится ниже приемлемого уровня", - заключает прокуратура.

"Все воздушные суда попадают в Кыргызстан до начала их эксплуатации и не подвергаются оценке соответствия. Техническое обслуживание воздушного судна в авиакомпаниях проводится без четких критериев, разрешения на проведение которого выдает Агентство гражданской авиации. Многие воздушные суда иностранного производства, эксплуатирующиеся в КР, ни разу не проходили обслуживание на технических базах за рубежом, а в Кыргызстане таких баз нет", - говорится в документе.

Замолчать правду?

Однако сегодня транспортная прокуратура во главе с их руководителем Куваном Мамакеевым отчего-то молчит. Хотя еще в марте выявила и доложила в правительство о причинах авиапроисшествия. Вину за ЧП списали на двух пилотов и диспетчеров, суд над которыми уже начался в Оше. Какое решение примет Фемида, неизвестно. Но, учитывая сложившуюся ситуацию, нетрудно предугадать, каков будет вердикт.

Сделав из рядовых пилотов козлов отпущения, КТП подписала смертный приговор всем кыргызстанцам. Ведь не факт, что следующее авиапроисшествие обойдется без жертв. С таким плачевным авиапарком-то......
Авторские права на данный материал принадлежат «24.kg». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка