О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Мы должны быть впереди паровоза"

В медиа-рейтинге глав субъектов РФ, подготовленном Институтом независимых политических исследований, губернатор Ульяновкой области Сергей Морозов вошел в пятерку лидеров по информационной открытости среди глав регионов России

В медиа-рейтинге глав субъектов РФ, подготовленном Институтом независимых политических исследований, губернатор Ульяновкой области Сергей Морозов вошел в пятерку лидеров по информационной открытости среди глав регионов России. В рейтинге влиятельности глав регионов Агентства политических и экономических публикаций (АПЭК) господин Морозов поднялся с 72-го на 45-е место. Его инициативы часто воспринимаются с улыбкой, но в дальнейшем получают распространение на всю страну. В интервью "Ъ" глава области объясняет, почему всегда выбирает непроторенные пути.

- Ни для кого не секрет, что о вас говорят: "Старается бежать впереди паровоза". А политологи отмечают ваше особое чутье к только намечающимся трендам. Ульяновская область первая стала вводить ограничения на продажу спиртного, а через пару лет это стало нормой в общероссийском масштабе. Вы вводите принцип кластеров - сегодня о необходимости этого говорят на высшем уровне страны. И так далее. Как вам удается нащупывать эти тренды российской большой политики? Это чутье, или кто-то подсказывает?

- Может быть, и есть какое-то чутье. Но главное - выстроенная система коммуникаций с населением. Это же не мои личные инициативы. Люди говорят о проблемах, а я анализирую и формулирую их предложения, становлюсь своего рода их рупором. Так было с организацией в 2005 году конгресса соотечественников, проводить который предложили ульяновцы, уже давно живущие за пределами малой и большой Родины, но желающие укреплять свои связи с ней. Теперь такие съезды проводятся в других регионах, на федеральном уровне. То же самое - с антиалкогольной компанией. Приезжаешь в село - и постоянно слышишь: мужья пьют, жены - пьют, милиция неизвестно, куда смотрит, а население сокращается - вместо планируемого прироста до 1,6 миллиона человек сократилось до 1,2 миллиона. И что я должен был отвечать? Что такое законодательство, и такая сложилась практика? Стали искать свои комплексные решения, предлагать их на федеральном уровне. И уже есть результат - мы стали первыми в ПФО по темпам снижения смертности. Так что, не только чутье. Главное все-таки - подпитка от населения.

- Как это стремление - "бежать впереди паровоза" - воспринимают в федеральном центре? Иногда кажется, что Ульяновская область для Москвы является чем-то вроде исследовательской лаборатории, испытательным полигоном...

- Я часто говорю нашим министрам, что надо привлекать в регион не только финансовые средства федерального центра, но и его лучшие идеи. Либо мы суетимся, либо придется, как предшественники, сидеть с протянутой рукой на паперти. Но теперь денег никто не дает. И мы прописали свою стратегию развития. Она, особо подчеркиваю, уникальна, потому что ни у кого нет такого явного бренда - мы строим мировой креативный регион. У других стратегии - как близнецы-братья: инвестиционная активность, деловой климат, инновационные рельсы с элементами нанотехнологий. И у нас это есть, но на первом месте - все, что связано с жизненной сферой человека - благоустройство, экология, культура, здоровье. Гиперпроект, задача которого решить проблему бедности (а у нас четырнадцать с лишним процентов за чертой бедности - слишком много для региона). Да, если мы хотим стать регионом-лидером, который создает комфортные условия для своих граждан и всех, кого сюда привлекаем, то мы должны быть впереди паровоза. И это принесет нам массу положительных результатов, в том числе в деятельности по привлечению инвестиций. И если в начале 2005 года консолидированный бюджет региона был чуть более 10 миллиардов рублей, то к 2020 году мы планируем иметь бюджет в пределах 70-75 миллиардов. И из расчета на душу населения Ульяновская область станет одним из самых богатых и самодостаточных регионов Российской Федерации. Под эту стратегию мы планируем нарастить свои человеческие ресурсы до 3 миллионов человек. И в правительстве России к тем, кто работает на перспективу, относятся очень хорошо. Да, наверное, на нашем регионе многое обкатывается. Область - член Ассоциации инновационных регионов - а там чуть больше десяти суперпродвинутых субъектов РФ - мы там. Всего пять регионов являются экспериментальными площадками инвестиционной политики - мы там. Шесть регионов входят в пул, на котором отрабатываются методы формирования делового климата. Мы там. Только два региона, на которых апробируется тема культуры как локомотива развития - мы там, наряду с Пермским краем. И таких "мытамов" много. Кто-то, может быть, глядя на непривычные проекты, начинает посмеиваться. Как госпожа Лахова (депутат госдумы от "Единой России" Екатерина Лахова. - "Ъ"), когда мы выходили с инициативами проекта "Роди патриота в день России". Но когда президент заговорил о нацпроектах, у нас уже все это было наработано.

- Недавно вы заявили, что готовы судиться с федеральным министерством энергетики, не согласившись с его приказом по так называемой "последней миле" (магистральные электросетевые объекты, сданные в аренду региональным компаниям). Эксперты удивлялись, отмечая, что такое случается очень редко - никто не хочет портить отношения с федеральным центром. Часто ли вам приходится спорить с министрами правительства РФ, и не вредит ли это вам и региону?

- Споры и жесткие диалоги вряд ли приведут к чему-то плохому. А как еще решать?

- Могут сказать, что надоел этот Морозов со своими претензиями...

- Ну, во-первых, "надоел - не надоел" все равно решает президент, а во-вторых, пожалуйста, освобождайте, коли так, но проблема-то все равно останется, не у Морозова, так у Сидорова. Нельзя же освободиться от всех. И если мы не будем говорить руководителям правду и предлагать, что нужно изменить, то повторится ситуация, которая уже была в том, прежнем государстве, когда сами своим молчанием способствовали развалу. В 2005 году я много спорил с руководством ряда министерств, что нам надо обязательно сохранить "Авиастар". И если б тогда мы не добились понимания в правительстве и помощи самолетостроительному заводу, сегодня имели бы не главную площадку российского самолетостроения, а массу тяжелейших социальных проблем. Кто скажет, если не губернатор?

- Но создается впечатление, что этот смелый принцип не работает на уровне регионального правительства. Зная, насколько жестко вы требуете исполнения поручений, ваши подчиненные боятся вам возразить. Не приведет ли такое отношение к деградации системы управления?

- Мне приходится много читать, ездить по стране, разным странам Европы и мира, и полагаю, что имею право высказывать свои идеи, которые могли бы положительно сказаться на том или ином явлении. Наверное, я и вправду бываю излишне жестким, но если понимаю, что это нужно, я отстаиваю свою позицию. А чиновники отвечают "хорошо, как скажете", когда в своей позиции не уверены. Но если меня убедят, я всегда могу нажать на педаль тормоза и отъехать назад. Вернули же обратно министра жилищно-коммунального комплекса, которого я распорядился уволить. Потому что убедили, что это профессионал.

- И все-таки аналитики говорят, что одна из серьезных проблем региона - кадровая. В то же время именно правительство Ульяновской области впервые в России стало объявлять конкурс на вакансии министров в рекрутинговых интернет-порталах. Помогает ли это решить кадровую проблему? Что эффективнее - подбор кадров из команды соратников, которым можно доверять, или рискованный прием на конкурсной основе?

- Высокопрофессиональных соратников не напасешься. Мы продолжаем объявлять конкурсы через рекрутинговые интернет-агентства. Вот сейчас на вакансию министра строительства подали заявки около двух тысяч человек. На министра внутренней политики - более двух тысяч соискателей. Выберем одного. Но с остальными продолжаем работать, это своего рода кадровый резерв. Многим предлагаем должности руководителей бюджетных учреждений, организаций и ассоциаций, которые создаем. Да, был у нас неудачный опыт по министрам информационных технологий и культуры, которые вскоре уволились. Зато мы поняли, что надо в чем-то вернуться к кадровым методам советской системы, и нельзя, чтобы кадровый лифт затаскивал пусть даже очень способного человека с первого сразу на тридцать первый этаж - человек должен набраться управленческого опыта.

- Вы вспомнили про советскую систему, в которой кадровая политика строилась на партийных принципах. Что интересно, этим летом и Дмитрий Медведев призвал регионы опираться на партийный кадровый резерв "Единой России". У вас эта рекомендация, кажется, выполнена давно - чуть ли не все чиновники - единороссы. Не лишаете ли вы систему управления регионом инициативных людей, которые имеют иные политические взгляды?

- Скажу точно: у нас нет пока однородности в команде. И даже есть беспартийные министры. Хотя, с другой стороны, я и сегодня на заседании правительства не сдержался: а кто у нас взял на себя ответственность за Ульяновскую область? Конечно - "Единая Россия". Если бы мы в свое время при ее поддержке и Путина, как лидера партии, не решили проблемы с отоплением, горячей водой, строительством моста, созданием особой экономической зоны, то не было бы Ульяновской области - она бы точно была бы присоединена к Самарской губернии. Да, был момент, когда я хотел, чтобы партия более активно работала в органах исполнительной власти, и говорил даже, что готов возглавить ее региональное отделение. Может быть и к лучшему, что это не состоялось. Хотя в любом случае не отказываюсь от партийного резерва. Именно оттуда мы пригласили на работу целый ряд руководителей высшего эшелона.

- Тогда как вы относитесь к оппозиции? Что она в вашем понимании - двигатель развития, или сила, раскачивающая лодку?

- Мы достаточно активно работаем со всеми - и с системной оппозицией, и с несистемной. Мне какая разница, к какой партии человек принадлежит? Вон Вячеслав Валентинович Алексейчик (депутат заксобрания - фракция КПРФ, доктор технических наук, лауреат Ленинской премии. - "Ъ") - Он приходит и всегда говорит, как нужно исправить. Это же он мне в начале осени сказал о том, что неправильно себя ведет Минэкономики. Грех у него не поучиться. Почему с такой оппозицией не работать? А когда кто-то выходит и просто орет: вот вы сволочи, как у вас все неправильно…Ну так скажи, как правильно!?. Пусть кто-нибудь из них скажет мне, что сделать, чтобы не воровали при ремонте дорог!

- Кстати, о неправильном. Ульяновская область стала первопроходцем в кластерной политике, сформировав авиационный, автомобильный, ядерно-инновационный кластеры. Но на Западе кластеры формируются снизу, через объединение предприятий, а вы - усилиями власти...

- Да, в Европе кластеры возникают снизу. Но надо понять, что у нас не так уж много времени, чтобы стать конкурентоспособными, особенно в условиях ВТО. И мы не перекрываем своими решениями инициативу компаний к объединению, но стараемся сформировать тренд, создаем условия для развития этой инициативы. Кроме того, ядерный, авиационный и автомобильный кластеры относятся к стратегическим отраслям, и без усилий власти здесь все равно не обойтись.

- Недавно в Ульяновске прошел Международный культурный форум. Вы заявили, что для Ульяновской области "именно культура - ключевой компонент стратегии развития региона". Вы не ошиблись? Все регионы говорят, что ключевой момент - инвестиции и инновации...

- Советский Союз перед началом Великой Отечественной войны был слабее фашистской Германии, но победил. За счет силы духа народа, веры и подпитки своими культурными и национальными традициями. Потому, что мы были - народ.

Когда я стал мэром Димитровграда, я это понял. Димитровград - сильный город, у него, по большому счету, все есть. А счастья нет. В виде хорошо работающих предприятий, хорошей зарплаты, благосостояния людей, микроклимата. Почему? Потому что все расползлись по своим щелям и перестали ощущать себя единым народом. В масштабах Ульяновской области что может объединить? Мы объявили о проекте "Авиационная столица", но приезжаю в Малыклу - а их это не колышет. Их это не настраивает на то, чтобы сегодня плохо одеваться, но работать на будущее благополучие. Экономика не объединяет. А что объединяет? Культура. Она - не только объединяющее начало, но и локомотив развития. Нефть кончится, газ кончится, но есть один возобновляемый ресурс, который многие регионы сегодня, к сожалению, в расчет вообще не берут, не понимают, что это классный заменитель природной ренты. Культура. Все, что связано с креативом, творческими индустриями. Мы нашли возможность реализации наших резервов и пришли еще к одному ресурсу, который пока никто не задействовал - творческий креативный кластер. Я считаю, что на ближайшее десятилетие это точно локомотив развития.

- С первого января в Ульяновской области вводится уникальный пакет льгот для инвесторов. Говорят, в России аналогов нет. Но ведь это значит, что бюджет региона лишается доходов? Вы идете на риск. А вдруг окажется, что инвестиции себя не оправдают? Вы любите рисковать?

- Мне нравится рисковать. Я очень много прочитал мудрых вещей, умных лекций, когда мы разрабатывали стратегию Ульяновской области. И в этих умных книгах прописано, что если ты хочешь быть передовым регионом, то должен уметь рисковать.

Но не в этом дело. Что было на месте нынешней особой экономической зоны? Огромное поле, бурьян. И мы готовы этому полю предоставить льготы. То есть мы ничего не теряем, потому что там ничего не было, но говорим: приходите, мы вам создадим комфортные условия. И они идут, потому что у нас сегодня самая уникальная для России нормативно-правовая база. Даже в Татарстан некоторые инвесторы уже не идут - идут к нам. Но мы-то ведь тоже хитрые, и учитываем свои интересы. Понимаем, что строители, которые будут строить завод, не имеют льгот, и будут платить налоги по полной программе. Бизнес, который будет формироваться вокруг этого предприятия - автотранспортный, пассажирский, пищевой - тоже. Решаем и социальную задачу. Налоги, конечно, классно, но к концу 2004 года в Ульяновске больше 3% населения не работало. А сегодня - всего 0,5%. Мы людей трудоустроили, они получают хорошую зарплату, не уезжают из Ульяновской области, рожают нам детей. Кто не понимает важности этого, те просто обречены.

- Вы упрямо, несмотря на усмешки, держитесь за проект "Ульяновск - авиационная столица". Какая столица, если кроме рейсов на Москву нет никаких авиасообщений, а заказов на Ту-204СМ на "Авиастаре" до сих пор нет? Чем объяснить это упорство, и верите ли вы в успех?

- Я точно знаю, что Ульяновская область будет авиационной столицей в полном объеме. Здесь множество авиационных предприятий, единственная в России аэропортовая особая экономическая зона, наш авиационный кластер стал первым представителем России в Европейском партнерстве аэрокосмических кластеров. У "Авиастара" прошла сложная полоса - теперь у него есть мощный госзаказ на модернизированный Ил-76МД-90А, будут и заказы на Ту-204СМ, и многие другие. Сейчас готовлюсь к встрече с руководителями нашего государства, одна из тем традиционная - проект "Авиационная столица". Я намерен предложить все московские авиационные активы вывести в Ульяновск, что разгрузит переполненную Москву. Переселить все эти ведомства, корпорации и конторки к нам. В регион, имеющий огромные компетенции и большое желание заниматься авиацией. Мы создадим здесь условия для всех - конструкторских бюро, исследовательских институтов, университетов. Это ж всего 900 километров от Москвы, час полета. У нас такой же климат, качество жизни - не хуже московского. Может, зарплата пониже, но все зависит от самих организаций. Захотят - сохранят московский уровень. Зато комфорт, чистота воздуха, экология - все это намного лучше.

- С высоты сего дня вы видите какие-то свои ошибки как губернатора за прошедший период с 2005 года? Какие?

- На самом деле ошибок огромное количество. Сам себя ругаю за излишнюю торопливость с объявлением тех или иных инициатив или проектов. Наверное, надо быть осторожнее. Некоторые проекты не состоялись, потому что так и не выросли... из штанишек. И великолепный проект "Эклипс", и дирижабли, и интересный проект, у которого есть будущее - струнный транспорт Юницкого, который теперь уехал в Австралию и реализуется там... И очень неприятно, что люди услышали от губернатора, что проект будет реализован, поверили ему, а он их подвел - это большая беда. Ну, и второе - излишняя жесткость. Она приводит к тому, что люди обижаются. Надо себя менять. Я сам сильно себя ругаю, даже жена обращает на это мое внимание. Но я повзрослею. И помудрею, надеюсь.

- Главное, чего вы добились за годы руководства регионом.

- Главное, что в регионе собралось огромное количество людей, которые стали верить, что они действительно смогут не только увидеть при своей жизни, но и сами сделать Ульяновскую область одним из самых могучих регионов Российской Федерации. Главное - у людей появилась вера в свои возможности, возродилась надежда на достойное будущее, вернулась любовь к ульяновской земле. А все эти мосты, новые заводы, пароходы, фабрики... - уже следствие. Без этих трех главных и вечных слов ничего бы не получилось.

Морозов Сергей Иванович

Губернатор Ульяновской области с 2005 года. Родился 6 сентября 1959 года в Ульяновске. После окончания средней школы работал станочником на мебельной фабрике.С 1977 по 1980 годы служил на Тихоокеанском флоте. После службы работал слесарем, а потом водителем в Ульяновском АТП. С 1981 года - в органах внутренних дел. Заочно окончил Всесоюзный юридический институт по специальности "Правоведение". Прошел путь от инспектора уголовного розыска РОВД до руководителя спецподразделения УВД Ульяновской области по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.В 1995 году назначен начальником УВД города Димитровграда. В декабре 2000 года избран главой города Димитровграда. В декабре 2004 года избран главой администрации Ульяновской области. В марте 2006 года переназначен президентом на новый срок. В марте 2011 года вновь переназначен президентом.Награжден нагрудными знаками "Отличник милиции" (1986 г.) и "За отличную службу в МВД" (1993 г.), медалью "За безупречную службу" 3 степени (1989 г.), Орденом Почета (2009 г.) и другими знаками отличия. Кандидат экономических наук. Защитил кандидатскую диссертацию по теме "Формирование стратегии социально-экономического развития региона". Женат. Имеет пятерых детей: двух сыновей и трех дочерей.

Ульяновская область

Образована 19 января 1943 г. Административный центр - Ульяновск. Территория - 37,2 тыс. кв. км. Население - 1382,3 тыс. чел. (2011 г.). Густонаселенный регион, плотность населения - 28,9 человек на 1 кв. км. Состав населения: русские (72,8%), татары (11,4%), чуваши (8,3%), мордва (4,4%), украинцы (1,3%) и др. Экономика характеризуется высокой степенью развития промышленности (в структуре ВРП это 30%, из них 21% - это производство обрабатывающего сектора). Основная отрасль промышленности - машиностроение (авиастроение, автомобилестроение, станкостроение, тяжелое энергетическое и транспортное машиностроение, 53,2% в общем объеме обрабатывающих производств). По итогам 9 мес. 2012 года (данные Ульяновскстата) регион по большинству показателей демонстрирует положительный рост - индекс промпроизводства составил 102,1%, строительства - 113%, в то же время индекс сельхозпроизводства составляет 95,9%. Сальдированный финансовый результат средних и крупных организаций - 156,3%. Среднедушевые доходы населения составляют 15219 рублей. Наиболее интенсивно развивается авиационный кластер, ядром которого являются "Авиастар-СП" и аэропортовая особая экономическая зона. В октябре агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочные кредитные показатели региона на уровне "ВВ-", краткосрочный рейтинг в иностранной валюте - "В", национальный долгосрочный рейтинг - "А+(rus)".
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Самара». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка