О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ВВС против Ильи Клебанова

"Як" оказался лучше "МиГа"

В субботу главком ВВС Владимир Михайлов утвердил акт, подготовленный конкурсной комиссией по выбору легкого учебно-тренировочного и учебно-боевого самолета для ВВС: победителем тендера признан Як-130. Как стало известно "Ъ", подписание акта было ускорено после заявления Ильи Клебанова, прозвучавшего в прошлую пятницу. Министр тогда сообщил, что МиГ-АТ (конкурент Як-130) уже включен в программу вооружений на 2003 год и вскоре будет направлен в учебные центры ВВС.

Конец размеренной работе конкурсной комиссии по выбору нового легкого учебно-тренировочного и учебно-боевого самолета для российских ВВС (она работала с середины февраля) был положен в прошлую пятницу. Хотя на написание акта (в нем должны были содержаться анализ рассмотренных проектов на соответствие выдвинутым ВВС тактико-техническим требованиям и рекомендации по принятию на вооружение одного из двух представленных на конкурс самолетов - МиГ-АТ и Як-130) по плану оставалось еще несколько дней, председатель комиссии генерал-майор Анатолий Максимов получил указание главкома подготовить документ к утру субботы. В результате 16 марта главком ВВС генерал-полковник Владимир Михайлов утвердил документ, в котором победителем конкурса объявлен Як-130.

Поспешить с подписанием акта главкома ВВС вынудило заявление, сделанное в пятницу министром науки, промышленности и технологий Ильей Клебановым на встрече с президентом французской компании Thales (она является участником разработки МиГ-АТ) Жан-Полем Перрье (Jean-Paul Perrier). Господин Клебанов заявил, что в программу вооружений России на 2003 год уже включен МиГ-АТ и что по завершении программы испытаний и сертификации он будет направлен в учебные центры ВВС.

Однако конкурсная комиссия ВВС пришла к противоположным выводам. Согласно ее акту, наиболее предпочтительной для ВВС машиной является Як-130. В ней конструкторам удалось обеспечить сочетание возможностей подготовки летчиков как для, всех состоящих на вооружении типов самолетов, так и для перспективных самолетов, имеющих значительно более высокие летные характеристики. Главное же преимущество Як-130 перед МиГ-АТ, как сообщил корреспонденту "Ъ" один из членов комиссии, пожелавший даться неназванным,- наличие интегральной компоновки и стреловидного крыла (у МиГ-АТ обычная компоновка и прямое крыло), что в сочетании с относительно высокой тяговооруженмостью обеспечивает характеристики маневренности, приближающиеся к соответствующим характеристикам перспективных истребителей на дозвуковой скорости.

Получить официальный комментарий по итогам работы комиссии корреспонденту "Ъ" ни в РСК "МиГ", ни в ОАО "ОКБ имени Яковлева" в минувшую субботу не удалось. "Пока нет официальных документов, не может быть и официальных комментариев" - таков был единодушный ответ.

Бесспорно, главком Михайлов пошел на принципиальный шаг, свидетельствующий о том, что ВВС будут стремиться выбирать то, что им действительно необходимо. Однако итоги нынешнего конкурса будут иметь далеко идущие последствия. Дело в том, что на внутреннем рынке в ближайшие годы значительного заказа на Як-130 не будет из-за отсутствия средств на это у ВВС, хотя военным и требуется не менее 200 машин. Максимум, что смогут оплатить ВВС,- это выпуск на нижегородском авиазаводе "Сокол" установочной серии из десяти Як-130. На внешнем же рынке точно такой же самолет, но под маркой М-346, представляет итальянская компания Aeromacci - она участвовала в разработке Як-130 и в 2001 году за $77 млн. выкупила у ОКБ "Як" всю конструкторскую и техническую документацию на планер машины. Что же касается МиГ-АТ, то интерес к нему проявили многие страны (Индия, Венесуэла, Филиппины), однако главным препятствием его продвижения на внешний рынок до сих пор было то, что он не принят на вооружение ВВС России....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка