О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Пулково" хочет существенно повысить аэропортовые сборы

В правительстве готовы пойти навстречу главе ВТБ Андрею Костину - нынешняя тарифная схема не учитывает особенности крупных проектов государственно-частного партнерства

Основной инвестор по реконструкции и развитию петербургского аэропорта Пулково - группа ВТБ просит власти пересмотреть тарифную политику касательно аэропортовых сборов. Как следует из письма главы ВТБ Андрея Костина первому вице-премьеру Игорю Шувалову (копия обращения есть у "Известий"), в России отсутствует система формирования долгосрочных тарифов, которая учитывала бы необходимость возврата крупных инвестиций в инфраструктуру. Скорее всего, для Пулково сделают исключение и дадут повысить тарифы.

По мнению ВТБ, существующая система начисления тарифа не отвечает потребностям консорциума "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС), так как этот проект - единственный в аэропортовой отрасли, который реализуется на основании государственно-частного партнерства (ГЧП). Это первый в истории авиационной отрасли России такой проект.

Напомним, с апреля 2010 года аэропорт Пулково находится в управлении международного консорциума "Воздушные ворота Северной столицы". В него входят "ВТБ Капитал", мировой аэропортовый оператор Fraport AG и греческая инвестгруппа Copelouzos; контроль в проекте у ВТБ. Инвесторы получили аэропорт в управление на 30 лет и должны делать отчисления государству. Ожидается, что пассажиропоток аэропорта к 2025 году составит 25 млн пассажиров (сейчас годовой показатель составляет около 10 млн пассажиров). Общий объем вложений планировался на уровне €1,2 млрд. Основную часть проекта составляет строительство нового терминала, который должен принять пассажиров в декабре 2013 года. Вторую очередь терминала Пулково-3 планируется возвести к 2018 году.

Как указывает Костин в письме Шувалову, действующая тарифная система Федеральной службы по тарифам (ФСТ) предусматривает учет частных инвестиций только при постановке на баланс нового объекта. В результате на момент сдачи проекта тарифы резко увеличиваются - по мнению ВТБ, надо быть бережнее с пассажирами. Тарифы Пулково повысить не может, а вот концессионные платежи (11,5% выручки) в пользу питерских властей ВВСС по договору о ГЧП должна платить уже с 2012 года. Сам концессионный платеж в пользу региона не включается в базу экономически обоснованных затрат для формирования тарифа, подчеркивает Костин, приводя в противовес зарубежный опыт.

Руководитель ВТБ попросил Шувалова "рассмотреть возможность поручить ФСТ учесть предложения". Сергей Эмдин, гендиректор ВВСС пояснил "Известиям", что концессионные платежи консорциум перечислит уже по итогам 2012 года.

- Система тарифообразования не подходит не только ООО "ВВСС", но и для любой ситуации, когда компания делает значительные инвестиции без привлечения бюджетных средств, - отметил Эмдин. Насколько именно в ВВСС хотели бы повысить аэропортовые сборы, в компании не говорят.

В ФСТ "Известиям" подтвердили, что разработка особых тарифов для Пулково возможна.

- В настоящее время идут обсуждения о возможности утверждения тарифов на услуги, оказываемые ООО "Воздушные ворота Северной столицы", на несколько лет вперед, после 2013 года, - отметили в ведомстве.

При этом, пояснили в ведомстве, на сегодняшний день у ФСТ отсутствуют нормативные основания по учету концессионного платежа при принятии тарифных решений. Установленные тарифы позволяют предприятию с учетом всех видов деятельности получать доход и выплачивать концессионный платеж, уверяют в ведомстве.

Нынешний министр транспорта Максим Соколов не раз заявлял о необходимости шире внедрять ГЧП в разных транспортных отраслях. Работая в Смольном, Соколов разрабатывал первый региональный закон о ГЧП и запустил проект реконструкции Пулково. Однако, по мнению аналитика УК "Финам" Алексея Захарова, частники не испытывают энтузиазма по развитию государственных аэропортов, Пулково - единственный, работающий по такой схеме.

- Соответственно, проблему, затронутую в письме, проще решить в индивидуальном порядке, - считает Захаров. - Государство должно разобраться в тарификации услуг. Дело в том, что, в отличие от "заграницы", на которую так любят ссылаться многие жалобщики, в России все города, кроме Москвы, имеют только один магистральный аэропорт. Налицо монополизм - и это отражается на ценах. Например, в Москве сбор за взлет-посадку воздушного судна лежит в пределах 155-165 рублей с тонны "паспортного" максимального взлетного веса самолета. В Пулково этот сбор составляет 235 рублей за тонну. В других российских городах эти цены еще выше: рекорд у Южно-Сахалинска - 660 рублей за тонну.

Алексей Захаров подчеркнул, что по итогам 2011 года Пулково объявил о рентабельности свыше 40%.

- Для сравнения: доходность группы Aeroports de Paris (аэропорты Орли и "Шарль де Голль") составляет 39% при "усредненном" сборе за взлет-посадку €5 за тонну. И если Пулково, взимающий сборы в полтора раза выше, чем московские коллеги, жалуется на тяготы, то, может, что-то не так с управлением? - отмечает аналитик.

30 ноября ФСТ опубликовала проект приказа об установлении новых сборов для ВВСС (266,9 рублей за тонну), пока в документе речи о долгосрочном тарифе не идет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка