Газета
20 марта 2002, 09:49
"Все равно мы будем третьими"
Египетский миллионер доктор Ибрагим Камель на этой неделе встречается с премьер-министром Михаилом Касьяновым. Бизнесмен, который 30 лет назад начал с поставок в СССР ароматических веществ, намерен восстановить в нашей стране авиапромышленность. Пять лет назад Камель стал эксклюзивным экспортером российских авиалайнеров нового поколения Ту-204-120 ульяновского завода "Авиастар" с английскими двигателями Rolls-Royce за рубеж. Теперь речь идет о приобретении блокирующего пакета акций авиазавода. В интервью спецкорреспонденту "ГАЗЕТЫ" Ибрагим Камель сообщил, что хочет конкурировать с Boeing и Airbus.
- Как вы познакомились с "Авиастаром"?
- В конце 1995 года мои друзья, работающие в авиационной отрасли, рассказали, что есть очень хороший проект на "Авиастаре". Тогда я мало знал о российской авиации, но одна из компаний нашего концерна эксплуатировала Ту-154 и Ил-76. Все, что касалось самих самолетов, было отлично за исключением двигателей. Идея женитьбы хорошего русского планера на английских двигателях и западном оборудовании мне показалась привлекательной. Для реализации этого проекта была учреждена компания Sirocco Aerospace International. В названии есть скрытый смысл. "Сирокко" переводится как "очень сильный ветер". Идея в том, что сильные ветры России сделают российскую авиационную индустрию третьим игроком в мире после Boeing и Airbus. Сегодня несколько Ту-204-120 выполняют рейсы во все столицы западноевропейских стран, и в реальной эксплуатации самолет показал себя так же хорошо, как Boeing и Airbus.
- Чем ульяновский самолет может заинтересовать потенциального покупателя? Почему вы его считаете перспективнее Boeing или Airbus?
- По своим характеристикам он не уступает зарубежным аналогам, а отпускная цена на 40% ниже стоимости сопоставимого зарубежного самолета. Цена грузового варианта Ту-204-120 сравнима с 10-15 летним Boeing-757, переоборудованным из пассажирского лайнера. Стоимость его эксплуатации и технического обслуживания гораздо выше, чем у нового самолета. В пассажирском сегменте нам необходимо более интенсивно работать над продажей. Интерьер Ту-204 пока уступает западным образцам, но мы над этим работаем.
После Boeing и Airbus
- Вы уже вложили в ульяновский проект более 170 миллионов долларов. В прошлом году концерн "Новое содружество" также вкладывал средства в "Авиастар", надеясь получить пакет акций предприятия, но остался ни с чем. Не опасаетесь ли вы повторения подобной ситуации?
- В последние несколько лет с проектом на "Авиастаре" было очень много вопросов. Но, исходя из сегодняшней ситуации, я не верю, что возможны резкие виляния и откаты назад, как это произошло с "Новым содружеством".
- Говорят, что "Новое содружество" ушло благодаря вашим усилиям?
- Мы не принимаем решения в России. Видимо, это сделали люди, которым дорого будущее завода, и я рад видеть вновь г-на Михайлова (бывший гендиректор "Авиастара". - Газета) на посту гендиректора предприятия.
- Вы не собираетесь принять участие в другом проекте КБ "Туполев" в Казани, где собирают Ту-214?
- Я встречался с президентом Татарстана Шаймиевым. Собираюсь очень серьезно посмотреть на этот проект, но пока у нас нет еще окончательного решения по этому вопросу.
- Больше всего нареканий в России вызывает послепродажное обслуживание новых самолетов. Как у вас построен этот сервис?
- Центр обслуживания находится на самом заводе "Авиастар". Кроме того, подписано соглашение с французской фирмой Sogerma, имеющей центры обслуживания во многих странах мира. Для первой фазы проекта, пока летает небольшое количество новых самолетов, этого достаточно.
- Но самолет еще не получил международного сертификата.
- Мы намерены завершить программу сертификации Объединенной европейской службой гражданской авиации уже в этом году. Я надеюсь, что все пункты инвестиционного соглашения будут утверждены до конца марта. Оно немного напоминает католический брак с разным количеством ответственности со стороны Sirocco, "Туполева" и "Авиастара".
- Какие обязательства берут на себя стороны?
- В ближайшие два года Sirocco инвестирует в завод около 280 миллионов долларов. Мы хотели бы иметь блокирующий пакет акций завода. Они необходимы для придания веса в переговорах с заказчиками.
- Вы надеетесь на государственную помощь при реализации проекта?
- Я хотел бы увидеть от государства поддержку усилий завода по сертификации авиалайнера в соответствии с европейскими стандартами - JAA. Это главное, что может сделать государство в этой программе. Сертификация по JAA очень важна, поскольку добавит стоимость этому продукту. Когда авиакомпания купит сертифицированный самолет, зарегистрирует его в любой европейской стране, тогда то, что называется остаточной стоимостью самолета, стремительно возрастет.
- А поддержка предприятия?
- Бюрократ может помочь проекту, а может и затормозить его развитие, может поддержать, а может и убить. Вся господдержка должна быть направлена непосредственно на "Авиастар". Я надеюсь, что после визита Михаила Касьянова в Ульяновск заводу будет оказываться больше моральной поддержки, что также очень важно для предприятия. Правительство должно гарантировать, что будет оказана поддержка по отношению к деятельности "Авиастара" и ОАО "Туполев", чтобы эти организации были способны конкурировать на международном рынке. Сегодня Россия является единственной возможной третьей силой на международном рынке гражданских самолетов. Есть два игрока - Boeing и Airbus, и я считаю, что третьим большим игроком может стать "Туполев". Все базовые составляющие для этого есть.
Ароматические масла на основе герани
- Вы прямо-таки патриот. Когда вы первый раз попали в нашу страну?
- Впервые я приехал в Москву в 1970 году подписывать контракт с "Союзхимэкспортом" о поставках в Советский Союз ароматических масел на основе герани. С этого момента я стал часто бывать в Москве. По мере развития бизнеса у нас появились дела с большим количеством советских компаний - "Автоэкспорт", "Тракторэкспорт", "Авиаэкспорт".
- Развивать здесь бизнес было вашей идеей?
- В том же 1970 году я стал помогать своему покойному отцу в бизнесе. Я спросил его: "Почему мы не экспортируем наши масла в СССР?" Он работал в основном с европейскими странами, США и странами Юго-Восточной Азией. "Что тебя останавливает?" - ответил отец. И я начал немедленно устанавливать контакты с Россией. В то время существовали межправительственные контракты, в Каире были торгпредства. И очень скоро появились первые подписанные договора.
Обезвоженные овощи и приправы
- Это был семейный бизнес?
- Все началось с него. Сегодня мы публичная компания, акционерное общество. Мы начинали с экспорта натуральных вытяжек из цветов, выращивали растения, которые имеют хороший запах либо хороший привкус. В какой-то момент "Като Ароматик" производил 55% всего мирового производства жасмина. Затем наладилось производство обезвоженных овощей и приправ. Мы стали крупнейшим в Египте производителем мыла, начали участвовать в пищевой промышленности. Наши заводы выпускают бульонные кубики, супы в пакетах, макароны, соки, джемы, материалы для косметики, зубную пасту, кремы для бритья.
Друг Примакова, Руцкого и Зюганова
- У вас много друзей в нашей стране?
- У меня очень много друзей в России. Если я пройдусь по списку, то могу назвать сотни людей. Назову несколько. В первую очередь, господин Примаков - я горжусь этой дружбой. Господа Селезнев, Зюганов, Руцкой, Рамазан Абдулатипов - тоже мои друзья. Мы познакомились очень много лет назад. Я, естественно, стесняюсь назвать тех, кто сегодня находится на ответственных постах, но я счастлив, что за эти годы у меня появилось много друзей и в политических, и деловых кругах.
- Вы не назвали никого из "правых".
- Я не могу сказать, что они такие же близкие друзья. Я встречался с Гайдаром и Немцовым. Могу сказать, что усилия, которые они предпринимали в начале девяностых, получили ограниченный успех. В то же время это было неизбежно в переходный период.
- Вы не боитесь работать в России с ее непредсказуемостью?
- Совершенно не боюсь. Я чувствую, что худшее позади, и очень оптимистично смотрю на будущее России. У меня есть вера в то, что подход мистера Путина к решению внутренних и международных проблем реализовывался с видением общей картины и ориентирован на достижение удовлетворения максимальных интересов России. Несколько месяцев назад он выступил на Мировом экономическом форуме в Москве, где озвучил свое видение экономического развития России. Его ответы были прямыми, и впечатление, которое он произвел на участников, было очень позитивным.
Дееспособные чиновники и 100-процентная грамотность
- После многолетней работы с нашей страной у вас, очевидно, сложилось свое впечатление и о российских чиновниках?
- Приведу пример. Российские казначейские обязательства, которые обращаются в Европе, несколько лет назад торговались по цене 17% от номинальной стоимости. Сегодня они стоят больше номинала. Это серьезный индикатор того, что бизнес голосует за изменения в российской экономике.
У вас очень дееспособные люди в правительстве: премьер-министр Касьянов, министр экономразвития Греф, министр финансов Кудрин. Министр промышленности Клебанов - человек, которому не безразлично будущее.
- Вы оптимист.
- Когда я смотрю вокруг, все значительно лучше, чем кажется. И нет преувеличения, когда говорят, что Россия станет экономической сверхдержавой. В России практически 100-процентная грамотность, у вас великая культура. Человеческие ресурсы - наиболее важный элемент для экономического развития. Кроме того, в России есть практически треть всех природных ресурсов мира, есть технологии, а те, которых нет, легко импортируются. Единственное, чего не хватает для ускорения общего развития страны, это капитала. При имеющейся сегодня в России политической стабильности день ото дня строится прочный фундамент для привлечения инвестиций. Если к этому добавить, что законодательная база в России меняется в сторону поощрения иностранных инвестиций, я не вижу причин, которые бы препятствовали иностранным инвесторам двигаться в Россию.
- Но двигаются они очень неохотно. Их смущают определенные проблемы с законодательством.
- Они вполне понятны. Все в СССР было ориентировано на удовлетворение потребностей социалистической экономики. Как только была разрешена частная собственность, необходимо изменение законодательной базы, которая бы удовлетворяла новым условиям. Это должно быть не фрагментарное, а комплексное законодательство, гармонирующее с общеэкономической ситуацией. На это требуется много времени. "Наверху" существует нормальное человеческое нежелание менять что-либо. Если к этому добавить еще и коммунистическую идеологию, которой по-прежнему придерживается большое количество людей, изменения потребуют еще большего времени.
Некоторые иностранные инвесторы после посещения или работы в России начинают рассказывать всему миру негативные истории. Любой иностранец, сталкивающийся с проблемами, обычно очень громко кричит. Поэтому инвестор всегда должен искать совета со стороны хорошего русского партнера.
- Что приносит вам основные доходы?
- Сегодня главный приоритет - авиация. Некоторое время назад у нас были инвестпроекты в банковской сфере. В Египте мы инвестируем практически во все сферы экономики. Я верю, что через некоторое время мы будем иметь обустроенный авиационный сегмент бизнеса в России. Мы бы хотели инвестировать и в другие отрасли российской экономики, но после того как авиационный сектор будет налажен. Основной доход приносят предприятия пищевой промышленности и заводы по производству ароматических веществ. Еще один источник доходов - участие и инвестиции в другие предприятия, где мы не имеем контрольного пакета акций, но получаем дивиденды.
Справка
Доктор Ибрагим Камель родился в 1941 году в Египте. В 20 лет закончил экономический факультет Каирского университета, затем получил степень MBA и доктора философии по специальности деловое администрирование в Мичиганском университете. Доктор Камель является основным акционером, председателем совета директоров и исполнительным директором холдинговой компании "Като Ароматик", объединяющей расположенные по всему миру промышленные и коммерческие предприятия. В сферу деятельности холдинга входит авиация, строительство, недвижимость, туризм, банковская и инвестиционная деятельность, а также производство и экспорт ароматических веществ, специй и семян, дегидрированных овощей, продуктов питания и моющих средств....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции