О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"В ОПК выбор подрядчиков должен быть предсказуем"

Гипронииавиапром с советских времен является ведущим предприятием на рынке проектных работ в авиапроме. На вопросы "АвиаПорта" ответил генеральный директор института Сергей Давыдкин

Государственный проектно-конструкторский и научно-исследовательский институт авиационной промышленности (Гипронииавиапром) с советских времен является ведущим предприятием на рынке проектных работ в авиапроме. На вопросы "АвиаПорта" ответил генеральный директор института Сергей Давыдкин.

- Гипронииавиапром исторически был головным проектным институтом авиапромышленности СССР. Но если в условиях отсутствия конкуренции вы не могли не лидировать на рынке, как вы себя чувствуете в условиях рыночной экономики?

- С развалом Советского Союза мы потеряли ряд филиалов, но не компетенции в проектной деятельности. Сегодня мы продолжаем решать уникальные задачи, а наша сфера деятельности расширяется. Рынок большой, места хватает всем, но конкуренция ощущается. Приходится считаться с тем, что по результатам приватизации наши филиалы начали вести самостоятельную жизнь, и все оказались на этом рынке. Единственный филиал, который мы потеряли - самарский. Его выкупила группа СОК, которой показалось выгоднее сдавать здание в аренду. Два наших филиала на Украине также стали самостоятельными институтами и продолжают работать на рынке, полностью покрывая потребности братской страны.

- Насколько наличие конкуренции осложнило вашу деятельность?

- Разумная конкуренция - это неплохо. Но очень много сложностей возникает по той причине, что выбор подрядчиков происходит на аукционах и конкурсах. Сегодня получается, что зачастую на конкурс выходят некомпетентные организации. И если условия участия одинаковые для всех, победить может, фактически, кто угодно. Более того, часто такие конторы не собираются работать, а собираются найти субподрядчика, или, что еще хуже, забрать аванс и исчезнуть.

- Есть ли примеры?

- Чтобы не обидеть уважаемого заказчика, имена называть не хочу, но не так давно нашу заявку на аукционе крупной корпорации перебило свежесозданное ООО с уставным капиталом в 10 тыс. рублей. Они получили аванс, и хорошо, что не сбежали с ним. Сказали, что не собираются выполнять работу и расторгли контракт. Корпорации пришлось обращаться к нам, занявшим второе место на аукционе, а время потеряно и контрактные сроки остаются прежними.

- Как решать эту проблему?

- У крупных интегрированных структур, таких как "Оборонпром", ОАК, есть свои внутренние положения по выбору подрядчиков. Может это и есть один из выходов, как избавиться от недостатков законодательства. Но, на мой взгляд, вообще необходимо убрать из оборонно-промышленного комплекса систему конкурсов и аукционов. Должна быть система компетентных уполномоченных предприятий для решения всего спектра задач, направленных на поддержание и повышение обороноспособности государства. Эти предприятия должны быть обязаны поддерживать высокий уровень своей компетенции. А такой уровень компетенции требует много времени, затрат и поддержки государства.

- А если на рынке появляется новое предприятие, как ему попасть в отрасль в таком случае?

- При системе уполномоченных предприятий новое предприятие может стать уполномоченным, если обеспечит соответствующий уровень компетенции. Сегодня мало просто иметь грамотных специалистов, нужна система повышения квалификации, современные технические средства, системы поддержания и актуализации нормативного обеспечения, действующую систему менеджмента качества и много чего еще. Это затратное дело. Постоянно появляются новые технологии и опыт, которые нужно изучать. Есть и другие важные моменты, например, наличие архивов технической документации предприятий отрасли, которой часто не находят на самих предприятиях. Важным вопросом является доступ к работе с государственной тайной. Все это требует системного подхода и посильно не каждому предприятию.

- Но если на предприятии есть нужные специалисты и компетенции?

- Вообще есть примеры, когда проектные институты пытались создать нуля. Даже при наличии грамотных специалистов - это не всегда возможно. На опытных предприятиях есть выстроенная система и стандарты взаимоотношений. Это школа, которая развивалась годами. И без такой школы новые заводы не строятся, комплексные задачи не решаются.

- Новые заводы?

- Сегодня мы спроектировали и прошли госэкспертизу двух новых заводов. Это достижение для оборонного комплекса. Оба завода принадлежат концерну "Алмаз-Антей". Оба спроектированы на территории действующих заводов, но являются самостоятельными.

- Почему были построены новые заводы, а не восстановлены старые мощности?

- Строить новые заводы дешевле, чем латать дыры на старых. Замена оборудования не решает задачу на перспективу. Если планировать эффективную работу лет на 15, то лучше построить заново, в соответствии с современными требованиями.

- А по замене оборудования, что предпочитают заказчики?

- С заменой оборудования часто бывают проблемы. Чаще всего российский заказчик предпочитает современное иностранное оборудование, но скован ограничениями. Необходимо получить заключение комиссии Минпромторга, одобряющее такой выбор. И не всегда это получается.

- Какие еще крупные проекты вы ведете?

- Еще одно из направлений, которое мы ведем - создание стендов для испытания авиадвигателей и их отдельных компонентов. В этой же теме создание нестандартизированного оборудования. По многим вопросам здесь мы являемся законодателями. Наши специалисты разрабатывали нормативные требования к таким объектам и к документации для них.

- Какой была ваша последняя работа в этом направлении и над чем вы работаете сейчас?

- Последний такой объект мы сделали на ММЗ им. Чернышова. Это стенд для испытания двигателей РД-33, РД-93. Для ЦИАМ им. Баранова - разгонные динамические стенды. Сейчас мы разрабатываем несколько стендов, как для России, так и для зарубежья, по линии Рособоронэкспорта. В России мы сотрудничаем с ОАО "ММЗ им. Чернышова", с ОАО "НПО "Сатурн", ОАО "Авиадвигатель", ОАО "Пермский моторный завод", ФГУП "ЦИАМ им. Баранова" и многими другими. Сегодня мы ведем работу по созданию корпуса испытаний камер сгорания для НПО "Сатурн". Там будут испытывать элементы конструкции двигателей пятого поколения. Эту работу мы делаем в качестве генерального подрядчика. Также сейчас мы проводим реконструкцию гиперзвукового стенда Ц16ВК и ряд других стендов в ЦИАМ и тоже на условиях генерального подряда.

- Какие еще услуги вы сегодня можете предложить заказчику?

- Помимо того, что мы являемся проектным институтом, разработчиком документации, мы можем также выступать генеральными подрядчиками по своим проектам, проходить экспертизы в любых государственных и негосударственных органах, разрабатывать нестандартизированное оборудование.

- Вы выступаете и разработчиками оборудования?

- Да, прежде всего это оборудование для большепролетных зданий, например ворота для авиационных ангаров. Они могут быть более 100 метров в ширину и более 25 метров в высоту. Это сложнейшее сооружение, которое должно не только двигаться и обеспечивать безопасную закатку и выкатку техники, но и защищать ангар от жары летом и от холода зимой. Еще в одну категорию можно выделить подъемно-транспортное оборудование. Речь идет о том, чтобы в тех же ангарах перемещать многотонные грузы по всему внутреннему пространству.

- В чем сложность таких систем?

- Они для большепролетных зданий, как правило, являются нестандартными. Оборудование включает в себя различные элементы: крановое оборудование, облаживающие площадки, манипуляторы и т.п. Очень важно в данном случае соблюсти все нормы промышленной безопасности, поэтому все такие механизмы разрабатываются под строгим контролем Ростехнадзора. Мы также внедряем и другие технологии перемещения грузов, например платформы на воздушных подушках.

- Но проектные работы остаются вашим основным видом деятельности?

- Да, проектирование охватывает большее количество рыночных сегментов, занимает до 50% оборота института и потенциальными заказчиками здесь могут выступать любые предприятия....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка