Московские новости
20 марта 2002, 11:50
Прорыв на Запад
Последние внешнеполитические шаги Путина вплотную подвели Россию к важнейшему вопросу: возможно ли военное сотрудничество нашей страны с государствами НАТО? Несмотря на многочисленные декларации о том, что Вашингтон больше не считает Москву врагом, до сих пор действует негласный запрет США на покупку российского оружия странами НАТО. Исключение составляет лишь Греция, давно уже считающаяся в Североатлантическом альянсе самой "непутевой сестрой" (выражение американского публициста Уильяма Сефайра).
До последнего времени старательно следовали этому принципу и новые члены альянса - Польша, Венгрия и Чехия. Это обходилось им дорого: армии этих стран по-прежнему вооружены советским оружием. Тем не менее политика превалировала над экономикой. Чехия даже полностью вывела из состава своих ВВС "МиГи" советского производства. Другим бывшим членам Организации Варшавского Договора покупка американских и европейских самолетов пока не под силу, и им приходится рисковать жизнями своих пилотов. Советские самолеты были поставлены в эти страны еще в 80-е годы, а без технического обновления от самого производителя любой самолет может стать ненадежным в полете. Например, в Румынии, решившей поддерживать доставшиеся в наследство от Чаушеску советские машины в рабочем состоянии своими силами, за 10 лет произошло 13 катастроф с самолетами МиГ-21. Не помогла даже проведенная совместно с Израилем модернизация. Стремление вступить в НАТО и выказать недоверие вчерашнему "старшему брату" взяли верх над здравым смыслом.
Но в последние недели ситуация стала меняться. Российской самолетостроительной корпорации "МиГ" удалось выиграть тендер на модернизацию 20 самолетов в Болгарии. Неплохие перспективы открылись и в Польше, получившей от Германии целое авиасоединение советского производства. Если контрактам будет дан зеленый свет, это может стать прологом к военно-техническому сотрудничеству России и НАТО.
Как считают эксперты, технических препятствий к такому сотрудничеству нет. Наши специалисты уже доводили до натовских стандартов самолеты МиГ-29, поставленные в ГДР в 80-е годы и оказавшиеся на вооружении армии ФРГ. Существует даже несколько уровней такой "доводки". Первый уровень - это перевод самолета на систему радиообмена, соответствующую требованиям НАТО и ИКАО. Самый высший уровень - это увеличение дальности полетов и оснащение самолета оборудованием, позволяющим ему поражать цели на земле. У Российской самолетостроительной корпорации "МиГ" есть даже специальный проект полностью соответствующего западным стандартам экспортного варианта нашего знаменитого истребителя. Даже ракеты и бомбы этого нового истребителя будут отвечать требованиям НАТО. Тем не менее сотрудничество с Европой до последнего времени развивалось крайне медленно.
И дело тут не только в недоверии к нам США или ЕС. Свою роль играет и конкуренция. Немцы хотят продавать новым членам НАТО и ЕС свой "еврофайтер", американцы упорно проталкивают свои истребители. Нельзя списывать со счетов и подозрительность в отношении России, которая все еще сохраняется во многих восточноевропейских странах. Например, в Болгарии пресса обвинила чиновников, заключивших контракт с РСК "МиГ", в пророссийской ориентации и небрежении интересами страны.
Впрочем, обвинения в "измене родине" - это уже политика. И бороться с такими тенденциями надо соответствующими методами. На Западе в таких случаях подключаются и руководители страны, и дипломаты, и пресса. Пора отвыкать от бесконечного толчения воды в ступе по поводу "гарантированного взаимного уничтожения" межконтинентальными ракетами и переходить к нормальной практике - лоббированию своих компаний в Европе. Именно это должно быть целью нашей внешней политики, а не эфемерный "баланс страха" времен "холодной войны"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московские новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции