Время МН
20 марта 2002, 11:58
Мотор преткновения
Это прекрасно иллюстрирует ситуация, сложившаяся на Пермском моторном заводе (ПМЗ), одном из наиболее продвинутых совместных авиационных проектов России и США.
Вместо того, чтобы выделить обещанные 150 млн долл. на разработку уникального двигателя ПС-90А2 для самолетов нового поколения, американской компании "Пратт энд Уитни", возможно, придется сократить свое участие в Пермском моторном заводе (ПМЗ). Таков неутешительный финал переговоров между пермскими властями и заокеанскими хозяевами ПМЗ, состоявшихся сразу после визита в нашу страну замминистра торговли США Джозефа Богосяна.
В соответствии с полученными от Белого дома инструкциями американским бизнесменам рекомендовано увеличивать объемы инвестиций в авиапром лишь в случае отмены Россией ограничений на право иностранцев владеть ее самолетостроительными предприятиями. Напомним, что в соответствии с законом о государственном регулировании аэрокосмической промышленности доля нерезидентов в акционерном капитале стратегически значимых предприятий не может превышать 25 процентов.
"Пратт энд Уитни", подразделению корпорации "Юнайтед текнолоджиз", ныне уже принадлежит максимально доступный кусок ПМЗ - 25 процентов плюс одна акция. Потратив к настоящему времени на разработку перспективного авиадвигателя около 30 млн долларов, последние считают, что финансировать этот проект дальше имеет смысл лишь в случае, если им отдадут не менее половины завода.
У российского же руководства на Пермский моторный завод совсем другие виды. ПС-90А2, согласно федеральной авиационной программе, в перспективе должен поднимать в небеса большинство отечественных воздушных лайнеров. Таких, например, как Ту-204, Ту-214, Ил-96-300 и другие. По этой причине чрезмерно делиться с иноземцами крыльями родины авиационному командованию страны кажется слишком рискованным. Кроме того, в рамках долгосрочной Программы вооружения до 2010 года военные собираются разместить на пермском заводе свои заказы, и присутствие под боком заокеанских владельцев им также не внушает оптимизма. Кое-кто воспринимает опасность заговора конкурентов всерьез. Как отметил источник в Счетной палате, в результате стихийного акционирования ведущих авиационных предприятий страны не была обеспечена надлежащая защита интеллектуальной собственности.
Иностранные соперники заполучили доступ к ценнейшим технологиям и внедрились в управленческие структуры важнейших предприятий оборонки. Это позволяет им сейчас фактически парализовывать работу заводов, способных поставлять на мировой рынок первоклассную продукцию и обеспечивать национальную безопасность России.
Для того, чтобы не произошло непоправимое, правительством инициирован переговорный процесс с "Пратт энд Уитни", ОАО "Газпром" и компанией "Интеррос" о передаче ими государству контрольного пакета "Пермских моторов". Американцы, впрочем, не склонны драматизировать ситуацию.
Разработка новой авиационной силовой установки - дело весьма дорогостоящее и потребует вложения ни одного миллиарда рублей, а в казне денег покуда негусто. Как сказал автору руководитель российского отделения "Юнайтед текнолоджиз" Ричард Броди: "Ни одна, даже самая крупная фирма в мире, не может в одиночку осуществлять такие проекты".
Как раз по этой причине в разработке пламенного мотора нового поколения наряду с Россией участвуют еще десять иностранных фирм, в том числе из США, Германии и Швеции. По мнению руководства ОАО "Авиадвигатель", это никоим образом не нарушает суверенитета нашей страны в области двигателестроения. Участие иностранных партнеров жестко обусловлено рядом требований, главное из которых - производство импортных деталей и узлов для ПС-90А2 - по истечении определенного времени должно быть передано из-за рубежа в Россию. Если, конечно, до того времени противоречия между интересами государства российского и американских акционеров не разрастутся настолько, что погубят саму затею с мотором будущего....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время МН». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции