О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Кубань" приземлилась

11 декабря многие пассажиры, которые собирались лететь рейсами авиакомпании "Кубань", не смогли подняться в воздух. Накануне перевозчик официально объявил о прекращении деятельности

11 декабря 2012 года многие пассажиры, которые собирались лететь рейсами авиакомпании "Кубань", не смогли подняться в воздух. Накануне перевозчик официально объявил о прекращении деятельности и уже подал в суд заявление о признании себя банкротом. Отдавать же деньги за 14,5 тысяч проданных билетов в компании не спешат.

Если переиначить Льва Толстого, то можно сказать, что все живые компании действуют по разным стратегиям, все же умирающие уходят с рынка одинаково. Это происходит по стандартной схеме: сперва появляются слухи о возможном банкротстве компании, эксперты рынка заявляют, что пациент долго не протянет, вопрос только в сроках. Потом тому появляются все новые и новые подтверждения, но пассажиры на них не обращают внимания, а компания продолжает летать. Это продолжается до того момента, пока на сайте не появляется официальное заявление о прекращении полетов "с завтрашнего дня", и выясняется, что документы на банкротство уже поданы в суд. В аэропортах скапливаются толпы рассерженных путешественников, которых приходится перевозить другим авиаперевозчикам. Затраты на это зачастую на себя берет государство. Именно по этой стандартной схеме и повела себя авиакомпания "Кубань".

Заявление о том, что авиакомпания прекращает свою деятельность с полуночи 11 декабря, появилось на официальном сайте ОАО "Авиационные линии Кубани" около 16:00 по московскому времени. В нем говорилось, что компания имеет серьезные финансовые трудности, однако акцент делался на то, что основной причиной приостановки деятельности являются новые Федеральные авиационные правила, по которым в парке авиаперевозчика, осуществляющего регулярные воздушные перевозки, должны состоять не менее восьми воздушных судов вместимостью 55 и более пассажирских кресел. В сообщении было сказано, что "на сегодняшний день само существование региональных авиакомпаний в России поставлено под угрозу", чему способствует несовершенство законодательства, выборочная поддержка, непрозрачность поставщиков авиатехники, и отсутствие благоприятного финансового фона.

Однако то обстоятельство, что у компании финансовые трудности, не было ни для кого секретом. Первым тревожным звонком стала "реорганизация бизнеса": тогда авиакомпания Sky Express, выполнявшая лоу-кост авиаперевозки, вместе со всеми активами и, что важно, накопившимися долгами была влита в состав "Авиалиний Кубани". Новый собственник не стал развивать объединенную авиакомпанию, предпочтя разработке и реализации стратегии формирования крупного регионального перевозчика безуспешный поиск стратегического инвестора. Фактически это означало, что авиакомпанию признали непрофильным видом бизнеса, в который самостоятельно вкладываться не планируется. Несколько раз о долгах авиакомпании заявлял и аэропорт "Внуково".

С учетом того, что осенью текущего года компания, зная о скором вступлении в силу новых Федеральных авиационных правил, списала восемь самолетов Як-42, которых хватило бы, чтобы соответствовать законодательству, упреки "Кубани" в адрес государства выглядят попыткой оправдаться. Формально в парке компании на момент остановки деятельности были шесть самолетов: три Boeing 737 и три Airbus A319. Притом самолеты Airbus лизингодатель за долги потребовал обратно. Авиапроизводители, между тем, отказывали компании в продаже новых воздушных судов. Так от сделки с АЛК отказались "Гражданские самолеты Сухого". На момент обсуждения сделки с ГСС совокупный долг авиакомпании составлял $300 млн.

Сейчас "Кубань" подала документы на признание компании банкротом и, фактически, умывает руки. В сообщении перевозчика говорится, что "после остановки операционной деятельности и прекращения полетов "Кубань" будет активно работать с администрацией Краснодарского края, чтобы минимизировать проблемы, связанные с вынужденной отменой рейсов авиакомпании". Однако перевозчик отмечает, что все претензии финансового характера будут рассматриваться в рамках процесса по управлению банкротством авиакомпании. Это касается и покупателей авиабилетов.

Всего на рейсы авиакомпании "Кубань" было продано более 14 тыс. билетов. Часть из них, на сумму 15 млн рублей - на бланках Транспортной клиринговой палаты, которая пообещала вернуть деньги. Остальные пассажиры должны направить по электронной почте запрос в авиакомпанию или лично передать его представителю в городах вылета или прилета. Всего долг авиакомпании перед пассажирами составляет более 70 млн рублей.

В заявлении о банкротстве "Кубани" говорится, что по состоянию на 1 ноября совокупный долг "Кубани" уменьшился до 2 млрд 700 млн рублей. В активах компании же, согласно данным недавней аудиторской проверки, сейчас нет ничего, кроме трех Boeing 737, оценивающихся примерно в $40 млн каждый, хотя эти данные выглядят сильно завышенными. Таким образом, при реализации трех этих ВС компания вполне в состоянии рассчитаться и с пассажирами, и с большинством кредиторов.

О том, что пассажиры должны требовать с авиакомпании компенсацию за купленные авиабилеты, напоминает и Роспотребнадзор. В ведомстве сообщают, что юридическое лицо считается прекратившим существование лишь после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. А пока обманутые пассажиры могут получить компенсацию за билеты, а в случае отказа в возврате денежных средств в ведомстве советуют обращаться в суд. В Роспотребнадзоре говорят также, что на данный момент с авиакомпании можно потребовать и моральную компенсацию....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка