О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Казань поможет строить авиакластер в Перу

КНИТУ-КАИ заключил договор о сотрудничестве в области образования с перуанским университетом "Алас Перуанас"

Как стало известно "БИЗНЕС Online", КНИТУ-КАИ заключил договор о сотрудничестве в области образования с перуанским университетом "Алас Перуанас". Будучи акционерным обществом (!), латиноамериканский вуз сразу взял быка за рога, и казанцы оказались вовлечены в масштабный национальный проект по созданию на берегу Тихого океана особой экономической зоны с участием международного капитала. Среди прочего, перуанцы надеются, что специалисты из РТ помогут им создать собственный региональный самолет, завод для его постройки, ремонтную базу и даже авиакомпанию.

Ректор мечтает о студенческом авиаотряде

С перуанской стороны договор подписал ректор университета "Алас Перуанас" (Alas Peruanas - "Перуанские крылья"), доктор Фидель Рамирес Прадо. КНИТУ-КАИ представлял (по доверенности и.о. ректора Альберта Гильмутдинова, подписавшего русский вариант документа) заведующий кафедрой конструкции и проектирования летательных аппаратов (КИПЛА), профессор Владимир Гайнутдинов.


Название перуанского вуза не должно вводить в заблуждение - это обычный классический университет, вроде нашего КФУ. Но - с очень большим желанием заиметь авиационную составляющую. "Что удивило: смотрю, в аэропорту нас ведут к легкому самолету с университетской символикой, - рассказал "БИЗНЕС Online" руководитель КИПЛА. - Мне объяснили, что это университетский борт. А потом ректор еще и рассказал, что скоро они купят в Канаде шесть самолетов, из которых сформируют студенческий авиаотряд. В конце концов, у университета - множество филиалов по всей стране, на машине не очень-то и объедешь".

По словам Гайнутдинова, вопрос о вылете легкого самолета там решается в пять минут… "Сам господин Прадо - человек с уклоном в бизнес, недаром "Алас Перуанас" - акционерное общество. Ректор только что вернулся из Голландии, где договаривался о совместной космической (!) программе, - подчеркнул он. - Заинтересованность в нашей работе - очень сильная. В университете есть инженерный факультет, и господин Прадо хочет создать на нем кафедру аэронавтики. И в договоре прописали, что мы поможем это дело организовать".

Среди прочего, появится студенческое авиационное конструкторское бюро, которое будет участвовать в главном ближайшем совместном проекте, - создании самолета на 12-19 пассажиров. Собственно, казанцы уже представили в Перу аванпроект машины (рабочее название - Swift - "Стриж"). Это совместная разработка КНИТУ-КАИ и ЗАО "КАПО-Туполев", которое в поездке представлял председатель совета директоров Наиль Хайруллин (среди прочего, он провел презентацию авиационного кластера РТ).

Перуанские военные - "за"

Проект Swift рассматривается не только в свете вузовского сотрудничества. Глава перуанского региона Анкаш Цезарь Альварес Агиляр (к слову, один из претендентов на пост президента страны) отводит разработке и последующему строительству "Стрижа" важное место в проекте свободной экономической зоны "Чимботе" (Чимботе - деловая столица региона). Это 1,5 тыс. га на тихоокеанском побережье. Агиляр публично заявил об участии российских-татарстанских организаций в программе экономических преобразований региона. Среди них - организация производства маломерных рыбопромысловых судов, авиаремонтной базы, проектирование и строительство регионального аэропорта Чимботе.

В положительном решении по Swift немалую роль сыграли перуанские военные. "Нам сразу сказали: если проект будет воспринят руководством авиаремонтного завода SemanPeru, все будет проще, - рассказал Гайнутдинов "БИЗНЕС Online". - И начальство предприятия - генерал-майор Санта Мария Херрера и полковник Риккардо Вера дали добро. Кстати, на этом заводе я видел немало советской-российской техники - там обслуживают Су-25 и МиГ-29… Соглашение о сотрудничестве с SemanPeru - на рассмотрении в юридическом управлении ВВС Перу… Проект Swift поддерживает и руководство управления гражданской авиации министерства транспорта и коммуникаций Перу. Словом, по заявлениям наших перуанских партнеров инвестор под Swift найден. Участвовать в проекте готовы, к примеру, чешские бизнесмены из компании Czechoslovakexports.r.o., у которых долгосрочное соглашение по инвестированию в экономику Перу. У чешских предпринимателей - тесные связи с нашей фирмой "КАИ-Инжиниринг" (ООО "Межотраслевой инновационный центр "КАИ-Инжиниринг" в Перу представлял ее генеральный директор Александр Данильченко - авт.)… Считаю, момент очень благоприятный: подъем перуанской экономики, благожелательное отношение авиационных властей, руководства Анкаша, военных, среднего и крупного бизнеса".

Пока проект Swift продвигается довольно резво. Разработчики отмечают в этом и заслугу Гильмутдинова, не давшего делу утонуть, как это обычно бывает, в бумажном ворохе на российской стороне.

Перу не хочет менять золото, медь и нефть на чужие самолеты

Отметим, что перуанцы уже пытались сделать легкий самолет. При помощи американцев. Но ничего не вышло. "Уж не знаю, что это за американцы были, - рассказал Гайнутдинов, - у них ведь сильные конструкторские школы. В общем, перуанцы очень на них обижены".

Техническое предложение по Swift казанцы должны представить инвесторам в январе. Связка "КАИ-КАПО-Туполев" готова посоперничать с мировыми аналогами, но - не за счет дешевизны. "Главное наше преимущество - аэродинамика, - отмечают в КНИТУ-КАИ. - Это наш конек. Авионика - импортная. Двигатели - либо канадские, либо американские, либо украинские. Предполагаем широкое применение композитов, хотим быть примерно на полтонны легче аналогов".

Гайнутдинов уверен, что такого рода проект по созданию регионального самолета можно было развернуть и в Татарстане. "Могли бы без проблем этот проект реализовать здесь. Без проблем. Но… Политическая составляющая… Да, перуанцы тоже могут купить готовые самолеты в любой стране, но рассуждают по-другому: мы, конечно, можем и дальше покупать - у нас есть золото, медь, нефть, но мы хотим собственную авиационную промышленность".

Генеральный директор ООО "Фирма "МВЕН" Виктор Ермоленко считает, что в проекте Swift нет ничего несбыточного: "Если есть заказчик, который платит деньги, то какие могут быть риски? Не знаю точно, кто конкретно от КАПО и "Туполева" участвует в проекте, но объединение усилий - верный ход: КАИ самостоятельно вряд ли потянет разработку; а для КБ вроде "Туполева" нерентабельно заниматься машинами такой размерности - слишком большие накладные расходы, самолет сразу станет неконкурентоспособным… Если бы я говорил за себя, то, объединив усилия (в том числе, и КАИ подтянув для проведения исследований), мы бы справились, и довели проект до летного экземпляра года за два. Мы, собственно, и заявляли подобный проект вместе с КАИ, и почему нас сегодня нет в списках, не знаю… С точки зрения амбиций перуанцев… Сложный вопрос - мы же не знаем, каково экономическое положение страны. Но, думаю, раз Бразилия производит самолеты, и показала всему миру, что "Эмбраеры" - неплохие машины, пользующиеся спросом, то почему бы и Перу этим не заняться? Но должно быть стабильное финансирование - это самое главное".

Напомним, что создание самолета типа Swift - больной вопрос для России, остро нуждающейся в таких машинах. Поддерживать российских разработчиков такой техники пока никто не торопится. 11 декабря минпромторг РФ создал рабочую группу по определению технических характеристик воздушных судов, маршрутной сети и иных параметров развития малой авиации. Однако сегодня все чаще говорят не о создании новых моделей, а о модернизации старых Ан-2. Но, скорее всего, как считают многие специалисты, дело идет к закупкам самолетов зарубежного производства. Расчеты показывают, что при нынешнем положении дел к 2015 году самолеты иностранного производства почти полностью вытеснят в российском секторе малой авиации российские машины. А это сделает почти невозможным внедрение новых отечественных разработок...
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка