О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Казанский аэропорт и Росимущество сравняли счет в суде

Международный аэропорт "Казань" получит из бюджета РФ почти 22 млн. рублей в качестве компенсации своих вложений в содержание взлетно-посадочной полосы

Международный аэропорт Казань получит из бюджета РФ почти 22 млн. рублей в качестве компенсации своих вложений в содержание взлетно-посадочной полосы - как стало известно газете "БИЗНЕС Online", такое решение арбитража на днях вступило в силу. Еще в 2008 году полоса, как и большинство других плоскостных сооружений аэропорта, была передана в федеральную собственность. Однако новый владелец средства на содержание аэропортового хозяйства выделять не спешил, в результате чего МАК вынужден был вкладывать свои деньги. А в начале этого года предъявил Росимуществу счет.

Расходы - наши, имущество - федеральное

Международный аэропорт Казань (МАК) получит из бюджета РФ почти 22 млн. рублей в качестве компенсации своих затрат на содержание взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек в 2008 - 2010 годах - вступило в силу соответствующее решение Арбитражного суда РТ.


Как рассказывала газета "БИЗНЕС Online", МАК еще в апреле подал иск в татарстанский арбитраж, требуя от Росимущества выплаты 113,7 млн. рублей. Эта сумма была заявлена как компенсация затраченных им средств на содержание аэродромного комплекса в 2008 - 2010 годах.

Напомним, четыре года назад власти республики передали 37 объектов на территории МАК (сейчас 34 - ред.) - взлетно-посадочную полосу (ВПП, длиной 3,7 км), пять зданий, светосигнальное и метеооборудование и т д. - в федеральную собственность.

Впрочем, новый владелец выделять какие-либо средства на построенные в конце 70-х годов сооружения аэропорта до последнего времени не спешил. МАК вынужден был содержать их за свой счет.

"Это наши затраты по содержанию и сохранению аэропортового хозяйства в надлежащем виде", - обосновывал в суде сумму иска представитель МАК Олег Аббасов. "Расходы - наши, а имущество - федеральное", - подчеркивал он.

"Не хотим ни заработать, ни получить дивиденды"

"Мы не хотим в этом случае ни заработать, ни получить какие-то дивиденды, а добиваемся лишь того, чтобы понесенные нами расходы были учтены и возвращены", - уверял представитель МАК.
Словно в подтверждение этих слов аэропорт вскоре почти в пять раз снизил сумму иска - со 113 до 21,8 млн. рублей.

В МАК это объяснили тем, что "были еще раз перепроверены все документы". В результате юристы аэропорта пришли к выводу, что "однозначными доказательствами могут выступать только договоры на сумму в 21,8 млн. рублей".

В частности, в эту сумму истцу обошелся ремонт взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек.

"У взлетно-посадочной полосы есть определенные характеристики, которые необходимо поддерживать для того, чтобы самолеты могли осуществлять взлет и посадку", - объяснял представитель аэропорта. Согласно авиационным правилам, если на полосе обнаружится какая-то трещина или скол, прием воздушного судна может быть запрещен, так как все это может повлиять на благополучный исход. Устранять такие проблемы нужно немедленно", - рассказал он об особенностях эксплуатации ВПП. 

Взлетную полосу ремонтировал "Физик"

Интересно, что аэропорт представил датированные 2009 и 2010 годами договоры на реконструкцию и ремонт взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек с… частным лицом. Тот факт, что во всех четырех представленных в суд соглашениях "подрядчик - физлицо", Абассов объяснил специфичностью работ: "Имущество уникальное - не сравнишь с обычной дорогой в городе".

Известно, что взлетно-посадочную полосу Татарстан возвел за счет собственных средств к 2000 году, затратив, по разным данным, от 700 млн. рублей до более чем 1 млрд. рублей. Представитель МАК заявил, что ремонтные работы полосы в 2008 году были необходимы, так как у нее обнаружился дефект. Какой именно, Абассов не уточнил.

Почти сравняли счет

В результате Арбитражный суд РТ решил взыскать в пользу МАК с теруправления Росимущества за счет средств федерального бюджета 21,83 млн. рублей. Любопытно, что проигравшая сторона не стала подавать апелляционную жалобу. К настоящему времени решение первой инстанции уже вступило в силу.

Тем самым аэропорт и Росимущество почти сравняли счет. Напомним, ранее ведомство после двухлетней тяжбы взыскало с аэропорта 26,8 млн. рублей. Эту сумму составила невыплаченная арендная плата за пользование объектами аэродромного комплекса почти за 2,5 года (с 1 апреля 2008 года до 1 сентября 2010 года, когда их передали в ведение ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" - ред.) Договор аренды с ежемесячной ставкой 858 тыс. рублей (без НДС) стороны заключили еще в 2008 году, но он не исполнялся (не прошел регистрацию и считался незаключенным).

МАК отмечал, что за это время потратил на содержание аэропорта куда как более весомую сумму - более 100 млн. рублей. Но Арбитражный суд (в частности, апелляционная и кассационная инстанции - ред.) пришел к выводу, что МАК делал финансовые вложения в аэродромную инфраструктуру в ходе "обычной хозяйственной деятельности".

Политическое решение

Победу МАК газете "БИЗНЕС Online" прокомментировали эксперты.

"По общему правилу, если в течение месяца не подана апелляционная жалоба, решение суда первой инстанции вступает в силу. Но у одной из сторон всегда остается право обратиться с ходатайством о возобновлении срока исковой давности. Как правило, для этого нужны уважительные причины", - отмечает замдиректора казанской юркомпании "СтройКапиталКонсалтинг" Дмитрий Жуков.

"Тот факт, что Росимущество не обжаловало решение Арбитражного суда, я думаю, связан с тем, что было принято политическое решение - возместить аэропорту расходы", - говорит он. "По сути, МАК занимался не вполне своим делом. Без ремонта взлетную полосу нельзя эксплуатировать. А поскольку она федеральная собственность, средства на эти цели должен был выделять бюджет РФ. Но так как последний этого не делал, аэропорту из-за безысходности пришлось вкладывать свои средства", - отмечает Жуков.

"Чтобы госорган не обжаловал вынесенное не в его пользу решение, к тому же по сумме на два десятка миллионов рублей - очень редкая ситуация.

Обычно это происходит у них "на автомате" - под это "заточены" все инструкции. Например, налоговая инспекция всегда обжалует даже копеечные дела", - соглашается гендиректор юркомпании "Концепт" Алексей Кузьмин.

"Скорее всего, на соответствующем уровне действительно было принято решение не подавать апелляционную жалобу и тем самым дать возможность аэропорту получить обратно из федерального бюджета потраченные на взлетно-посадочную полосу средства", - предполагает он.

"Но, на мой взгляд, аэропорт вряд ли бы дождался такого жеста доброй воли со стороны оппонента, если бы не приближающая Универсиада. Воздушные ворота республики, а, как я знаю, сейчас в аэропорту проходит реконструкция, к 2013 году просто обязаны выглядеть надлежащим образом", - в то же время отмечает Кузьмин.

"Первоочередное - подготовка к Универсиаде"

Большая ли сумма 21,8 млн. рублей для аэропорта? "Конечно, большая, это же миллионы", - сказал газете "БИЗНЕС Online" гендиректор МАК Алексей Старостин.

"Деньги лишними не бывают никогда. Запросов у нас много. Но самое первоочередное - это подготовка к Универсиаде. Новый терминал мы уже построили. Однако есть другие определенные работы, которые необходимо выполнять. Все расходы у нас планируются в соответствии с инвестиционным планом, составленным на основе бизнес-плана, - отметил гендиректор МАК. - Эти средства будут потрачены на обновление техники - тех же автобусов, которые подвозят пассажиров к трапу, тягачей и спецоборудования для воздушных судов"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка