О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Летчик-испытатель Александр Галуненко - о первом полете "Мрії" и двойнике самого большого авиалайнера в мире

В 1988 году встал на крыло самый большой самолет в мире Ан-225 "Мрія", а в 1994-м - военно-транспортный лайнер Ан-70. Испытанием этих во многом уникальных машин занимался летчик-испытатель Александр Галуненко

В декабре украинские авиаторы, конструкторы и пилоты празднуют две годовщины. Именно в первый зимний месяц взмыли в небо знаковые для отечественной авиации модели. В 1988 году встал на крыло самый большой самолет в мире Ан-225 "Мрія", а в 1994-м - военно-транспортный лайнер нового поколения Ан-70. Оба самолета разработаны ОКБ им. Антонова. Испытанием этих во многом уникальных машин занимался летчик-испытатель, Герой Украины АЛЕКСАНДР ГАЛУНЕНКО. О первых полетах "Мрії", "Руслана" и Ан-70 он рассказал "Известиям в Украине".

Александр Васильевич, с момента первого полета "Мрії" прошло почти четверть века. Помните, как все начиналось?
Такое невозможно забыть. Я был командиром "Мрії", я ее поднимал. Как сейчас помню, 21 декабря 1988 года это было. А в 1989 году мы ее в Париже представляли вместе с "Бураном". Реакция и специалистов, и обывателей была невероятной - суперсамолет произвел фурор. С момента открытия выставки и до закрытия к самому большому лайнеру в мире стояла огромная очередь.

Но больше всего поразило и запомнилось мне то, как мы показывали "Мрію" в американском городе Сиэтле, где расположен их центр самолетостроения - завод Boeing. Там тоже очереди, толпы народа, притом что у них вообще очередей не бывает. Стояли по нескольку часов, чтобы дойти до самолета, зайти, сфотографироваться, посмотреть, потрогать. Каждый второй американец, когда начинал общаться с экипажем, был уверен, что самолет создали на Boeing. Когда мы объясняли, что это сделано в Украине, они еще больше удивлялись, они не знали, что такое Украина, Киев. У нашего штурмана оказалась с собой политическая карта мира, так мы ее вывесили на борту рядом со входом, фломастером обвели Киев, написали большими буквами. Такое удивление было!

Как вы считаете, достаточно Украине всего одной такой машины?

Конечно же, нет. Дело в том, что "Мрія" была специально создана под старт космических "челноков". Но Союз развалился - программа развалилась. В результате "Мрія" осталась в единственном экземпляре. Но наши конструкторы предчувствовали, что когда-то машину можно будет использовать и в других целях. Потому она была создана так, что можно провести небольшую модификацию и сделать из нее просто коммерческий самолет для перевозки любых грузов. Правда, сделано это было с большим опозданием - семь лет простояла, не было своих финансов. Но потом АНТК объединился с "Мотор Сич", осуществили модернизацию, снова испытали - провели порядка 20 полетов, получили сертификат и пустили в мир на работу. Есть для нее сегодня работа, она уникальна, нет больше в мире такого перевозчика. Вот "Русланов" много. Потому заказчики, делая свои агрегаты, подгоняют их уже под размеры "Русланов", а то ведь в очереди на "Мрію" по два года стоять надо. А было бы две такие, а еще лучше три - было бы проще.

В свое время были изготовлены детали и узлы для второй машины. Руководство Киевского завода "Авиант" как-то заявило, что самолет построить можно, но для этого необходимо около $90 млн, а для проведения испытаний - еще порядка $30 млн.

Давно не секрет, что вторая "Мрія", вернее ее агрегаты изготовлены. Программа остановилась, но фюзеляж, центроплан, два полукрыла, хвостовое оперение, даже стойки шасси - все это есть. Надо их только доделать. Но это стоит немалых денег, у нас, наверное, таких не сыщется. Но вот если бы кто-то приобрел этот проект, КБ готово его исполнить. Дай Бог, чтобы это было реально. Это будет и ему (потенциальному заказчику. - "Известия в Украине") выгодно, ведь он самолет не для выставок, а для работы приобретает. А две "Мрії" - это уже что-то.

Вы испытывали и другой самолет - Ан-70. Почему судьба этой уникальной машины сложилась так непросто?

В силу определенных обстоятельств и политических, и экономических сложилось так, что Ан-70 попал в "жернова". Неудача по политическим мотивам с европейскими странами, в частности Германией, потом с Россией... То у нас правители, которые Россию на дух не воспринимали, то партнеры поставили свои условия, то вовсе было решено закрыть эту программу. Слава Богу, два года назад президенты вернулись к этому вопросу, вернули на круги своя эту программу.

Я ведь вторую машину после катастрофы в качестве командира поднимал. И цикл испытаний был проведен моим экипажем. Первый Ан-70, как вы помните, под Бородянкой разбился. Это был четвертый вылет. (10 февраля 1995 года в ходе испытательного полета под Киевом опытный Ан-70 на высоте 3200 м столкнулся с самолетом сопровождения, стал неуправляемым и рухнул. Погибли семь членов экипажа. - "Известия в Украине").

Страшно было поднимать машину после такой катастрофы?

Наша профессия сопряжена с риском. Что такое страх, если говорить философски? Это нормальное состояние человека. Если человек безбашенный, у него нет страха, то он клиент поликлиники. А страх - это чувство опасности перед чем-то, это нормально для нормального человека. Вопрос в том, какова реакция на это чувство. Если опасность не парализует человека, не сковывает его, а дает адреналин, подстегивает быстрее мыслить и действовать - это хорошо. Люди так и делятся. Если летчик садится за штурвал, и его одолевает страх или у него распирает грудь оттого, что он такой герой, то он не готов к полету. Не об этом он должен думать, а о том, как выполнить задание. О работе. Это работа. Все остальное - последствия.

Сколько полетов на вашем счету?

Стаж в КБ у меня с 1975-го по 2006 год. Начинал я с Ан-28, он тогда как раз проходил испытания. Потом были Ан-74, Ан-72 - здесь я соучаствовал, а на Ан-124-100 "Руслане" летал как член экипажа, в качестве второго летчика-испытателя, с первого подъема. На "Мрії" был командиром, Ан-70, считай, с нуля начинал, потому что до меня всего четыре полета было, у нас материалов не было никаких... Так что много. А вот сейчас работаю уже как функционер.

В вашем активе очень много наград. Самая главная, наверное - "Золотая звезда" Героя Украины, награда номер один...

Немногие знают, что у нас смешали понятия, хотели быть оригинальными. В СССР были звания Герой Советского Союза и Герой Соцтруда. После развала Союза Украина ввела звание Герой Украины. Так вот, я стал первым Героем Украины с вручением ордена "Золотая звезда", у меня удостоверение номер один.

За установление 110 мировых авиационных рекордов в одном полете на Ан-225 "Мрія" имя летчика-испытателя, Героя Украины, обладателя орденов "Знак Почета", Дружбы, "За заслуги" III степени, заслуженного летчика-испытателя СССР Александра Галуненко занесено в Книгу рекордов Гиннесса. В Книгу Гиннесса занесена и "Мрія", которая установила почти 250 мировых рекордов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия в Украине». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка