Коммерсантъ
9 января 2013, 08:45
Пассажиры Aerosvit остались за границей
Крупнейшая украинская авиакомпания Aerosvit, у которой в середине декабря уже возникли проблемы с полетами в Россию, может обанкротиться. Перевозчик уже отменил целый ряд рейсов
Украинский авиаперевозчик Aerosvit отменил 17 рейсов на прибытие и отправление из базового киевского аэропорта Борисполь. Как указывается на официальном сайте аэропорта, во вторник не состоялись рейсы по направлениям Донецк, Одесса, Симферополь, Будапешт, Кишинев, Тель-Авив, Стокгольм. Аналогичная ситуация наблюдалась с 4 по 7 января. В авиакомпании ситуацию объяснили приостановкой обслуживания в некоторых аэропортах, в частности в Варшаве, Стокгольме, Копенгагене, Тель-Авиве, что, в свою очередь, не позволило своевременно выполнить рейсы по другим направлениям. По мнению Aerosvit, решение аэропортов и хэндлинговых компаний указанных городов было спровоцировано "искаженной информацией" в интернете о якобы признании авиакомпании банкротом. Контрагенты опасались прекращения расчетов за предоставленное обслуживание.
Первые проблемы с рейсами Aerosvit возникли в середине декабря, в том числе в России. С 11 до 15 декабря 2012 года Шереметьево останавливало обслуживание авиакомпании в связи с "невыполнением обязательств по оплате счетов". Тогда общий долг Aerosvit перед аэропортом, ТЗК "Шереметьево" и "АэроМАШ-АБ" превысил 165,5 млн руб. В итоге переговоров перевозчик погасил большую часть долга, а на оставшуюся сумму предоставил гарантии полного урегулирования до 20 февраля.
Но 29 декабря стало известно, что Aerosvit обратилась в Хозяйственный суд Киевской области с заявлением о собственном банкротстве. Представители перевозчика заверили, что указанная процедура - начало санации, являющейся частью реформирования компании, в том числе для "повышения ее операционной эффективности". В постановлении суда отмечается, что по состоянию на 27 декабря 2012 года авиакомпания имеет задолженность перед кредиторами в размере $533 млн. Общая балансовая стоимость активов Aerosvit (по состоянию на 30 сентября 2012 года) составляет $183 млн.
На прошлой неделе обслуживание рейсов Aerosvit приостановил даже базовый Борисполь, вынудив перевозчика перечислить частичную предоплату за обслуживание и предоставить гарантийное письмо о погашении долга до 9 января. Представитель аэропорта заверил "Ъ", что к нынешним отменам рейсов Борисполь отношения не имеет. Нет проблем и с обслуживанием Aerosvit в Москве: в Шереметьево уверяют, что рейсы принимаются и отправляются в штатном режиме. Но в случае неисполнения гарантийных обязательств или задержек со следующей предоплатой Борисполь прекратит обслуживание рейсов авиакомпании на вылет с 12:00 9 января.
Наиболее напряженная ситуация складывается в Варшаве, Стокгольме и Тель-Авиве. Официальный представитель аэропорта имени Фредерика Шопена в Варшаве Пшемыслав Пшибыльский пояснил "Ъ", что ситуация вокруг Aerosvit "неясная". В понедельник авиакомпания погасила задолженность перед аэропортом, но самолет, задержанный еще в пятницу, до сих пор не может вылететь в Киев. Как выяснилось, перевозчик задолжал Польскому агентству воздухоплавания, регулирующему работу диспетчеров. Шведский аэропортовый оператор Svedavia сообщил, что Aerosvit должен хэндлинговой компании аэропорта Стокгольма Arlanda (сумма не раскрывается). В результате 5 и 8 января были отменены все рейсы авиакомпании. Представитель оператора подчеркнул, что на принятые решения повлияли не сообщения о возможном банкротстве, а отсутствие платежей.
Из-за отмены рейсов Aerosvit около 30 российских туристов не смогли улететь из аэропорта Тель-Авива. Как сообщила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, туристов, купивших билеты Aerosvit в составе турпакетов, сажают на свободные места в самолеты других авиакомпаний. Но в связи с массовым возвратом туристов после каникул, процесс вывоза идет медленно, и часть туристов размещают в гостиницах туроператоры. Индивидуальным путешественникам придется самим оплачивать дорогу домой и брать соответствующие документы, чтобы затем можно было получить компенсацию, отметила Ирина Тюрина.
В Россию Aerosvit выполняет часть рейсов совместно с "Аэрофлотом". Гендиректор компании Виталий Савельев сообщил в Twitter, что с 5 января продажи билетов на эти рейсы приостановлены "до выяснения ситуации с Aerosvit". Все пассажиры, купившие до 4 января включительно билеты на совместные рейсы на любую дату, будут перевезены, заверил господин Савельев. Однако ряд агентств (например, Bravoavia) до сих пор продают билеты на рейсы Aerosvit: там уверяют, что авиакомпания не предупреждает об остановке полетов. В агентстве пояснили "Ъ", что компенсацию в случае отмены рейса должен предоставить перевозчик. Но представители Aerosvit в аэропорту Одессы утверждают, что все потери должен компенсировать посредник.
По мнению главы аналитической службы агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева, ситуацию осложняет то, что у Aerosvit уже было много прецедентов приостановки обслуживания из-за долгов. Возникает вопрос, хватит ли у собственников Aerosvit ресурсов для удержания ситуации под контролем и продолжения деятельности компании, отмечает эксперт. В России, по его мнению, подобная история закончилась бы прекращением деятельности авиакомпании....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114