Коммерсантъ
9 января 2013, 08:45
Пассажиры Aerosvit остались за границей
Крупнейшая украинская авиакомпания Aerosvit, у которой в середине декабря уже возникли проблемы с полетами в Россию, может обанкротиться. Перевозчик уже отменил целый ряд рейсов
Украинский авиаперевозчик Aerosvit отменил 17 рейсов на прибытие и отправление из базового киевского аэропорта Борисполь. Как указывается на официальном сайте аэропорта, во вторник не состоялись рейсы по направлениям Донецк, Одесса, Симферополь, Будапешт, Кишинев, Тель-Авив, Стокгольм. Аналогичная ситуация наблюдалась с 4 по 7 января. В авиакомпании ситуацию объяснили приостановкой обслуживания в некоторых аэропортах, в частности в Варшаве, Стокгольме, Копенгагене, Тель-Авиве, что, в свою очередь, не позволило своевременно выполнить рейсы по другим направлениям. По мнению Aerosvit, решение аэропортов и хэндлинговых компаний указанных городов было спровоцировано "искаженной информацией" в интернете о якобы признании авиакомпании банкротом. Контрагенты опасались прекращения расчетов за предоставленное обслуживание.
Первые проблемы с рейсами Aerosvit возникли в середине декабря, в том числе в России. С 11 до 15 декабря 2012 года Шереметьево останавливало обслуживание авиакомпании в связи с "невыполнением обязательств по оплате счетов". Тогда общий долг Aerosvit перед аэропортом, ТЗК "Шереметьево" и "АэроМАШ-АБ" превысил 165,5 млн руб. В итоге переговоров перевозчик погасил большую часть долга, а на оставшуюся сумму предоставил гарантии полного урегулирования до 20 февраля.
Но 29 декабря стало известно, что Aerosvit обратилась в Хозяйственный суд Киевской области с заявлением о собственном банкротстве. Представители перевозчика заверили, что указанная процедура - начало санации, являющейся частью реформирования компании, в том числе для "повышения ее операционной эффективности". В постановлении суда отмечается, что по состоянию на 27 декабря 2012 года авиакомпания имеет задолженность перед кредиторами в размере $533 млн. Общая балансовая стоимость активов Aerosvit (по состоянию на 30 сентября 2012 года) составляет $183 млн.
На прошлой неделе обслуживание рейсов Aerosvit приостановил даже базовый Борисполь, вынудив перевозчика перечислить частичную предоплату за обслуживание и предоставить гарантийное письмо о погашении долга до 9 января. Представитель аэропорта заверил "Ъ", что к нынешним отменам рейсов Борисполь отношения не имеет. Нет проблем и с обслуживанием Aerosvit в Москве: в Шереметьево уверяют, что рейсы принимаются и отправляются в штатном режиме. Но в случае неисполнения гарантийных обязательств или задержек со следующей предоплатой Борисполь прекратит обслуживание рейсов авиакомпании на вылет с 12:00 9 января.
Наиболее напряженная ситуация складывается в Варшаве, Стокгольме и Тель-Авиве. Официальный представитель аэропорта имени Фредерика Шопена в Варшаве Пшемыслав Пшибыльский пояснил "Ъ", что ситуация вокруг Aerosvit "неясная". В понедельник авиакомпания погасила задолженность перед аэропортом, но самолет, задержанный еще в пятницу, до сих пор не может вылететь в Киев. Как выяснилось, перевозчик задолжал Польскому агентству воздухоплавания, регулирующему работу диспетчеров. Шведский аэропортовый оператор Svedavia сообщил, что Aerosvit должен хэндлинговой компании аэропорта Стокгольма Arlanda (сумма не раскрывается). В результате 5 и 8 января были отменены все рейсы авиакомпании. Представитель оператора подчеркнул, что на принятые решения повлияли не сообщения о возможном банкротстве, а отсутствие платежей.
Из-за отмены рейсов Aerosvit около 30 российских туристов не смогли улететь из аэропорта Тель-Авива. Как сообщила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, туристов, купивших билеты Aerosvit в составе турпакетов, сажают на свободные места в самолеты других авиакомпаний. Но в связи с массовым возвратом туристов после каникул, процесс вывоза идет медленно, и часть туристов размещают в гостиницах туроператоры. Индивидуальным путешественникам придется самим оплачивать дорогу домой и брать соответствующие документы, чтобы затем можно было получить компенсацию, отметила Ирина Тюрина.
В Россию Aerosvit выполняет часть рейсов совместно с "Аэрофлотом". Гендиректор компании Виталий Савельев сообщил в Twitter, что с 5 января продажи билетов на эти рейсы приостановлены "до выяснения ситуации с Aerosvit". Все пассажиры, купившие до 4 января включительно билеты на совместные рейсы на любую дату, будут перевезены, заверил господин Савельев. Однако ряд агентств (например, Bravoavia) до сих пор продают билеты на рейсы Aerosvit: там уверяют, что авиакомпания не предупреждает об остановке полетов. В агентстве пояснили "Ъ", что компенсацию в случае отмены рейса должен предоставить перевозчик. Но представители Aerosvit в аэропорту Одессы утверждают, что все потери должен компенсировать посредник.
По мнению главы аналитической службы агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева, ситуацию осложняет то, что у Aerosvit уже было много прецедентов приостановки обслуживания из-за долгов. Возникает вопрос, хватит ли у собственников Aerosvit ресурсов для удержания ситуации под контролем и продолжения деятельности компании, отмечает эксперт. В России, по его мнению, подобная история закончилась бы прекращением деятельности авиакомпании....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Январь 17, 2025
Аэрофлот подвел итоги дальневосточной программы полетов за 2024 год
Январь 17, 2025
Группа "Аэрофлот" в 2024 году на 23% нарастила пассажиропоток через Калининград
Январь 16, 2025
Аэрофлот назвал самые быстрорастущие направления за 2024 год
Январь 17, 2025
Арбитраж обязал барнаульский аэропорт выплатить задолженность в размере почти 3 млн