АК "Владивосток Авиа"
11 января 2013, 13:06
Минилайнер Як-40 - более 40 лет в небе Приморья
Окончание 2012 года для авиакомпании "Владивосток Авиа" ознаменовано еще одним важным историческим фактом - завершением эксплуатации самолета Як-40
Ровно сорок два года назад, 12 января 1971 года, во Владивостокское авиапредприятие прибыл первый реактивный мини-лайнер Як-40 с бортовым номером 87710, ныне заслуженный ветеран приморских воздушных трасс. Через неделю к первому самолету присоединился второй - с бортовым номером 87698. В конце января 1971 г. Як-40 начал регулярные полеты с пассажирами по маршруту Владивосток - Хабаровск - Комсомольск.
Ввод в строй новых реактивных мини-лайнеров Як-40 стало символом начала новой эпохи в истории авиапредприятия. Самолет успешно заменил старые поршневые самолеты Ли-2, Ил-12, Ил-14. В то время о Як-40 говорили так: "Комфорт международных трасс на местных линиях".
Рабочие места в экипаже первого Як-40 были доверены опытным специалистам. Командирское кресло занял первый в Приморье пилот первого класса С.В. Дьяков, безаварийно налетавший к тому времени на самолетах По-2, Ш-2, Ан-2, Ли-2 более 10000 часов. Вторым пилотом стал командир Ли-2 А.И. Колесников, с 14-летним стажем в приморском небе. А место бортмеханика доверили С.Ф. Хоренко, в свое время одному из первых освоившему наземное обслуживание Ан-2 и Ту-104, а затем девять лет пролетавшему бортмехаником на Ли-2.
Самолет пришелся по душе абсолютно всем - и пилотам, и пассажирам. Три реактивных двигателя и вспомогательная силовая установка в хвостовой части фюзеляжа, крылья с малой стреловидностью и непривычно большой площадью, шасси с мощной амортизацией и колесами большого диаметра дали возможность эксплуатировать самолет с грунтовых взлетно-посадочных полос длиной не более 1000 метров и выполнять крутые виражи в горных ущельях. Уютный герметичный пассажирский салон с мягкими креслами, кондиционированием, вентиляцией, туалетом, гардеробом и встроенным трапом стали хорошим подарком пассажирам местных линий.
Увеличению безопасности и регулярности полетов способствовал и пилотажно-навигационный комплекс, дающий возможность совершать взлеты и посадки на оборудованных аэродромах при метеоминимуме 2-й категории IСАО. Уже с первых рейсов 24-местный салон (позднее число мест увеличили до 30-32) не испытывал недостатка в пассажирах. 70-е годы прошлого столетия стали для Владивостокского авиапредприятия временем массового внедрения Як-40 на местных и региональных авиалиниях.
Многие годы Як-40 выполнял полеты по местным воздушным линиям на аэродромы с грунтовым и искусственным покрытием: Лучегорск, Арсеньев, Сергеевка, Спасск Дальний, Пластун, Единка, Чугуевка, Кавалерово. Кроме полетов в пределах Приморского края Як-40 успешно использовался на региональных авиалиниях, связывающих Владивосток с Хабаровском, Благовещенском, Чегдомыном, Чульманом, Якутском, Комсомольском-на-Амуре, Николаевском, Охотском, Советской Гаванью, Южно-Сахалинском. С середины 70-х годов Як-40 как базовый самолет уверенно занял первое место по количеству отработанных летных часов (около 2000 часов в год на одно воздушное судно), оставив позади Ан-2 и вертолеты. Владивостокский объединенный авиаотряд по количеству собственных Як-40 (19 штук) входил в десятку крупнейших в СССР владельцев авиапарков Як-40.
Самолет с успехом использовался в народном хозяйстве, выполняя охрану двухсотмильной экономической зоны, в программе чартерных рейсов по России и за рубеж. Осенью 1992 года на Як-40 был выполнен чартерный рейс на африканский континент, в Джибути. Это был первый международный рейс в истории развития авиапредприятия. Затем география международных маршрутов Як-40 расширилась городами стран АТР: Ниигата, Тояма, Харбин, Сеул, Пусан.
Понимая важность сохранения исторической памяти образцов отечественной авиатехники, в канун празднования 75-летия гражданской авиации Приморья в 2007 году, один из таких самолетов был установлен на вечную стоянку рядом с привокзальной площадью аэропорта Владивосток. С этого дня мемориал неизменно вызывает большой интерес у гостей аэропорта и свадебных кортежей - люди с удовольствием фотографируются на фоне белоснежного самолета с фирменной раскраской "Владивосток Авиа". А в 2010 году руководством авиакомпании было принято решение о передачи второго самолета Як-40 в качестве экспоната в Дальневосточный музей авиации в городе Арсеньеве.
В минувшем году, после прохождения очередного аудита IOSA, наше авиапредприятие было вынуждено прекратить выполнение полетов самолетов Як-40. 25 декабря 2012 года стал заключительным днем успешной многолетней эксплуатации воздушных судов этого типа в нашей авиакомпании.
Сегодня на смену Яку приходят новые современные типы самолетов, и на их фоне он уже выглядит очень скромно. Но все мы отлично знаем и ценим неоспоримые заслуги этого настоящего самолета-трудяги, на плечах которого, по большому счету, вставала на крыло и развивалась гражданская авиация Дальнего Востока....
Авторские права на данный материал принадлежат «АК "Владивосток Авиа"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции