АК "Нордавиа - региональные авиалинии"
15 января 2013, 13:14
"Нордавиа": информационно-технологический прорыв в будущее
В авиакомпании "Нордавиа" прошла презентация вновь открытого центра обработки данных
Авиакомпания "Нордавиа" по итогам 2012 года является лидером в регулярности авиаперевозок среди пассажирских авиакомпаний России. Одной из важнейших составляющих этого успеха является эффективное взаимодействие всех подразделений авиакомпании, участвующих в организации и обеспечении перевозок, планировании маршрутов, техническом обслуживании и летной работе. Без налаженной современной системы управления, включающего в себя постоянный мониторинг, контроль и учет, вопросы обеспечения отлаженного сотрудничества всех участников столь высокотехнологичного производства, как авиационные перевозки, сегодня просто невозможно. Ключевую роль в этом играет решение задач по автоматизации управления. С этой точки зрения "Нордавиа" по праву относит себя к передовым современным компаниям. Автоматизацией управления в авиакомпании целенаправленно занимаются с конца прошлого века, ее IT-специалисты всегда в фарватере новейших технологий в вопросах программного обеспечения управленческих процессов.
Одним из знаковых достижений завершившегося 2012 года в направлении развития информационных технологий в "Нордавиа" стало открытие собственного Центра Обработки Данных.
Что это значит для компании, в чем существенное отличие ЦОД от обычной "серверной" рассказал директор Департамента информационных технологий и связи Игорь НАВОЛОЦКИЙ:
- Главное отличие в том, что ЦОД - это не просто помещение с "железными ящиками", серверами. Во-первых, это аппаратура новейшего класса и уровня. Наши сервера, которыми мы пользовались до сегодняшнего времени, возможно, и могли бы представлять интерес для предприятий с меньшей "информационно-технологической нагрузкой", но для нас они невозвратно устарели.
Во-вторых, ЦОД - это развитая инфраструктура, обеспечивающая защищенный доступ к информации, хранение и передачу информации, взаимодействие между информационными сервисами, бесперебойное функционирование предприятия.
И, наконец, в-третьих, ЦОД обладает значительно более высокой степенью защиты, чем обычные сервера. . ЦОД "Нордавиа" имеет возможность автономного энергообеспечения и теперь мы избавлены от перепадов напряжения, отключения электроснабжения, которые, к сожалению, нередки и влекут за собой потерю оперативной информации. В авиационном бизнесе это архиважный фактор, могущий существенно нарушить текущие производственные процессы.
Несколько слов о технической реализации ЦОД. Наша компания отказалась от классической схемы построения и развития ЦОД, в которой каждому сервису или группе сервисов выделяется персональный физический сервер, в пользу использования технологии виртуализации серверов Microsoft Hyper-V. Данная технология все больше и больше проникает в ЦОД-ы крупнейших компаний за счет множественных плюсов, таких как: практически неограниченная производительность и масштабируемость, централизованное управление инфраструктурой, высокая надежность и отказоустойчивость, а также значительная экономия инвестиций и потребляемой электроэнергии.
В качестве платформы производственных сервисов используются виртуальные машины с операционными системами Microsoft Windows Server 2008/2012. Виртуализация этих серверов построена на базе отказоустойчивого кластера Microsoft Windows Server 2012 Datacenter, который в свою очередь работает на мощных серверах IBM System X с большим количеством процессорных ядер и оперативной памяти. Высокопроизводительная и высоконадежная система хранения данных IBM System Storage подключена к серверам кластера по скоростным интерфейсам Fibre Channel. Коммутационная часть инфраструктуры ЦОД построена на коммутаторах и маршрутизаторах Cisco, HP, D-Link работающих как на "классических" скоростях 1ГБ/с так и на высокоскоростных 10 ГБ/с . Также можем "похвастаться" внедренной системой мониторинга и управления Microsoft System Center 2012, которая предоставляет из себя комплекс сервисов по поддержанию инфраструктуры ЦОД в актуальном рабочем состоянии и значительно повышает использование ресурсов системных администраторов за счет централизованного администрирования.
- Игорь Геннадьевич, Вы упомянули о программных сервисах, используемых "Нордавиа" для эффективного управления. Можно конкретизировать о чем идет речь?
- Большинство используемых нами программ носят специфический характер и связанны с управлением именно авиационным бизнесом. Начну с современной программы "Эрлан-2". Она используется при планировании и контроле процессов, связанных с технической эксплуатацией воздушных судов. Данная программа позволяет обеспечивать практически весь спектр вопросов, связанных с этим направлением, в том числе вести и автоматизировать обработка "электронных формуляров" ВС; вести учет наличия, поступления и расхода изделий, получение информации по текущему состоянию авиационной техники и многое другое. Таким образом, бесперебойное техническое обслуживание парка воздушных судов "Нордавиа", оперативное отслеживание его состояния, поставка запчастей - основа безопасности полетов и "Эрлан-2" помогает поддерживать ее на высочайшем уровне.
Программа Meridian обеспечивает процессы связанные с планированием и оперативным управлением полетами. Здесь и ведение суточного плана полетов, ведение расписания, и оперативное управление полетами, и планирование и управление летной работой. Без использования данной программы невозможны работа таких подразделений авиакомпании, как Летный комплекс, Центр управления полетами. Кроме этого, данные из системы Meridian используются при мониторинге средней загрузки рейсов - основного показателя для планирования доходов.
При этом в информационно-технологическом активе предприятия есть и специальные программы поддерживающие процессы, связанные с учетом и контролем продаж, доходов и расходов предприятия, а также финансовый анализ от основной деятельности. Это Asia-Next и Mars.
Учет ресурсов предприятия ведется на основе ERP-системы (управление ресурсами предприятия) Microsoft Navision. В едином программном продукте осуществляется бухгалтерский учет, финансовый учет и бюджетирование, управленческий учет, кадровый учет и управление персоналом.
На предприятии налажен электронный документооборот. В электронном виде ведется учет и согласование договоров, хранятся и распространяются стандарты и документированные процедуры Менеджмента Качества. Основой для поддержки данного направления являются программы Lotus Notes и SharePoint.
В Нордавиа созданы и эффективно используются интернет-платформы, как для внешних потребителей, так и для обеспечения внутрикорпоративных коммуникаций. Речь идет о сайте компании, где размещается вся актуальная информация для пассажиров, ведутся электронные продажи авиабилетов. По посещаемости и постоянному росту электронных продаж мы видим как неуклонно растет "популярность" нашего сайта, что, безусловно, увеличивает нагрузку на "движок" (программное обеспечение) и требует постоянного, можно сказать, неусыпного администрирования. Поэтому размещение нашего сайта у себя - очень важный аспект поддержки на высоком уровне современного информационного сервиса для наших пассажиров.
Что касается внутренней интернет-платформы - экстранет - то это предмет нашей особой гордости. Корпоративный портал "Нордавиа" на сегодняшний день находится на "рабочем столе" компьютера каждого сотрудника компании. В "границах" портала решаются большинство вопросов текущего управления, размещается оперативная информация производственных совещаний и групп, образцы бланков и документов кадрового учета, важная внутренняя документация, формируются заявки для различных подразделений, ведется учет исполнительской дисциплины и многое другое. Мы сегодня достигли такого уровня автоматизации, когда любой работник авиакомпании, приступая к исполнению своих обязанностей автоматически, исходя из функционала и имеющихся разрешений, получает не только электронную почту, но доступ к определенным информационным разделам на внутренней интернет-платформе и к сервисным программам, которые он будет использовать в своей работе.
- Игорь Геннадьевич, слушая Вас понимаешь насколько же высоким уровнем должны обладать IT-специалисты авиакомпании, чтобы поддерживать и развивать такую мощную информационно-технологическую структуру.
- Безусловно. Наши системные администраторы, программисты, эксплуатационщики - специалисты высочайшего класса. Не ошибусь, назвав их уникальными. Перечислять их знания и навыки не стану, но обращу внимание на еще одну, на мой взгляд очень важную деталь. Любая информационно-технологическая система ничто, если нет пользователей или люди пользуются ее возможностями неграмотно. У нас в авиакомпании практически каждый работник в той или иной степени продвинутый пользователь и владеет как минимум 2-3 сервисными программами, активно используя их в работе. Этому, Вы сами понимаете, людей необходимо постоянно учить, консультировать при возникновении сложных ситуаций или элементарного непонимания, обеспечивать надежное состояние эксплуатируемой компьютерной и оргтехники. Без коммуникативных способностей со стороны IT-специалистов в этих вопросах не обойтись. В этом смысле работники ДИТиС "Нордавиа" это не просто узкие специалисты, но и консультанты-практики. А это, согласитесь, особо дорогого стоит....
Авторские права на данный материал принадлежат «АК "Нордавиа - региональные авиалинии"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции