РСК "МиГ"
16 января 2013, 08:12
Юбилей выдающегося конструктора
12 января 2013 года исполнилось бы 120 лет со дня рождения Михаила Гуревича - выдающегося авиаконструктора ХХ века
шести Государственных премий СССР, доктора технических наук. 11 января этого года, в холодный морозный день, в канун 120-летия авиаконструктора, делегация ОКБ им. А.И.Микояна
возложила к памятной доске, установленной 20 июня 2012 года на доме 17 по Беговой улице, живые цветы. В этом доме Михаил Гуревич жил с 1942 по 1975 год.
Был проведен импровизированный митинг. Ветераны ОКБ, в частности, начальник ОКБ А.Г. Литвинович, в своих выступлениях отметили роль традиций, заложенных Артемом Микояном и Михаилом Гуревичем, в воспитании нового поколения авиаконструкторов. Литвинович также подчеркнул, что сегодня корпорация "МиГ" создает авиационные комплексы, в названиях которых сохраняется память о двух великих авиаконструкторах - Артеме Микояне и Михаиле Гуревич. Сын А.И.Микояна - Ованес Микоян рассказал о взаимоотношениях А.И.Микояна и М.И. Гуревича. Один из ветеранов КБ назвал их "удивительно гармоничным душевным и творческим единением".
В России также помнят о великом авиаконструкторе. В деревне Рубанщина Гоголевского сельсовета Курской области, где он родился, одна из ее улиц в честь авиаконструктора была названа
его именем, а на одном из домов этой улицы была установлена памятная доска, которая гласила: - В этом доме 12 января 1893 года родился и жил Герой Социалистического Труда авиаконструктор Гуревич Михаил Иосифович, создатель скоростных истребителей "МиГ" и другой
пилотируемой техники.
Имя М.И. Гуревича, как одного из создателей легендарных МиГов, покрыто неувядаемой славой. Каждый раз, когда на взлетную полосу аэродрома выводят новый МиГ, летчики иконструкторы с гордостью вспоминают об отцах-прародителях КБ - Микояне и Гуревиче. Роль М.И. Гуревича в становлении и развитии ОКБ "МиГ" трудно переоценить и его имя прочно вошло в историю всей советской авиации.
Михаил Иосифович Гуревич родился 12 января 1893 г. (31 декабря 1892 г. по старому стилю) в селе Рубанщина Суджанского уезда Курской губернии в семье винокура-механика. В 1902 г.
поступил в гимназию г. Ахтырка Харьковской губернии, которую окончил в 1910 г. После окончания гимназии учился в Харьковском университете на математическом факультете. В 1911 г. был вынужден прервать учебу, так как в связи со студенческими волнениями (в 1910 г.) был исключен из университета, арестован и административно выслан за пределы Харьковской губернии. Для продолжения образования в 1912 г. уехал во Францию, где с сентября 1912 г. по июнь 1914 г. учился в университете г. Монпелье. Однако в связи с началом первой мировой войны прервал учебу и не вернулся с каникул, которые проводил дома. С 1914 г. по 1916 г. работал чертежником в разных технических конторах г. Харькова.
В 1917 г. поступил в Харьковский технологический институт на механический факультет, где учился с большими перерывами, в связи с гражданской войной, и окончил его в 1925 г. с присвоением квалификации инженера-механика по самолетостроению.
В авиационной промышленности с апреля 1929 г. - инженер-конструктор ОПО-4 Авиатреста (г. Москва). С сентября 1936 г. по сентябрь 1937 г. находился в командировке в США на авиазаводах "Дуглас" в г. Санта-Моника, а затем "Мартин" в г. Балтимор. Участвовал в освоении на отечественных авиазаводах самолета Ли-2 (Дуглас ДС-3). С 9 апреля по 4 декабря 1938 г. - главный конструктор ОКБ-1 завода №84 им. Чкалова. В дальнейшем - начальник бригады завода№156. В марте 1939 г. был переведен на завод №1 им. Авиахима в ОКБ Н.Н.Поликарпова на должность начальника бригады.
Он являлся одним из участников создания в декабре 1939 г. особого конструкторского отдела (ОКО) во главе с А.И.Микояном, где стал его заместителем. В октябре 1941 г. вместе с заводом №1 им. Сталина и ОКО был эвакуирован в г. Куйбышев. В связи с организацией в марте 1942 г. самостоятельного опытного завода №155 (ОКБ-155) во главе с А.И.Микояном был переведен на новое предприятие и назначен его заместителем. На должности заместителя главного конструктора утвержден в феврале 1944 г. В марте 1957 г. был назначен на должность главного конструктора по беспилотной тематике.
Активно участвовал и внес большой личный вклад в проектирование и постройку опытных и экспериментальных образцов истребителей МиГ-1, МиГ-3, ДИС-200, И-224, И-250, И-270, И-320, МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19 и их модификаций, многие из которых длительное время изготовлялись большими сериями и находились на вооружении ВВС.
С 1949 г. по 1961 г. руководил проектированием, постройкой и испытанием крылатых ракет КС, К-10, Х-20, К-22 и их модификаций, вошедших в состав вооружения самолетов-ракетоносцев Ту-4, Ту-16, Ту-95К и Ту-22, а также ракеты КС-7 (ФКР-1) класса "земля-земля". В дальнейшем принимал участие в разработке самолета Е-155, будущего МиГ-25.
С 1 июня 1964 г. на пенсии. После ухода на пенсию еще два месяца работал на предприятии (до 12 августа 1964 г.) в должности главного конструктора. Умер 21 ноября 1976 г. в г. Ленинграде и похоронен на Серафимовском кладбище.
Лауреат Ленинской премии (1963 г.), Государственной премии СССР 1-й степени (1941 г., 1947 г., 1948 г., 1952 г., 1953 г.) и Государственной премии СССР 2-й степени (1949 г.). Награжден золотой медалью "Серп и Молот", четырьмя орденами "Ленина", двумя орденами "Трудового Красного Знамени", орденом "Красной Звезды", медалями....
Авторские права на данный материал принадлежат «РСК "МиГ"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции