Forbes
17 января 2013, 15:45
Мечты не сбываются: в чем проблема самого совершенного самолета Boeing
Мировые авиакомпании приостановили эксплуатацию самолета Dreamliner, который обещал стать новым словом в гражданской авиации. Удастся ли производителю развеять опасения в безопасности лайнера?
Когда вернется в небо?
В США самолеты не поднимутся в воздух, пока Boeing и компании-заказчики не представят властям "план действий по устранению проблем". Такую же ноту выпустили аналоги FAA в Японии, Чили, Польше и Индии, то есть почти во всех странах, где модель 787 уже эксплуатируется.
Когда Dreamliner вновь получит "зеленый свет", теперь неясно. К примеру, источники газеты The Wall Street Journal, близкие к авиавластям США, убеждены, что полеты возобновятся в ближайшие дни, максимум - в начале будущей недели. А вот аналитик Hudson Crossing Генри Хартевельдт в беседе с Bloomberg выразил уверенность в том, что технические коррективы потребуют много времени и ресурсов.
Гендиректор Boeing Джим Макнирни уже принес извинения пассажирам и выступил с ободряющим заявлением. По его словам, компания "полностью поддерживает FAA и постарается ответить на возникшие вопросы как можно скорее". Специалисты Boeing сегодня работают в круглосуточном режиме и контактируют со всеми регуляторами, "приземлившими" Dreamliner. Производитель по-прежнему убежден, что самолет "абсолютно безопасен".
Последнее утверждение диссонирует с обошедшими весь мир кадрами эвакуации людей с самолета японской авиакомпании All Nippon Airways (ANA) в аэропорту Такамацу. Во время полета в кабине пилотов возник запах гари и сработали датчики безопасности, которые зафиксировали перегрев аккумуляторов. Дыма летчики при этом не увидели. По предварительной информации, компьютерная система на борту сообщала о проблеме еще во время подготовки к взлету, но экипаж не обратил внимания на сигнал.
Кого коcнутся проблемы
Вчерашний эпизод в Такамацу - далеко не первый инцидент с лайнером за последние недели. В других ситуациях на Dreamliner происходили утечки масла и топлива, возгорания батарей и неполадки в тормозной системе.
Неполадки в самолете - чувствительный удар по репутации одного из ведущих мировых авиапроизводителей, и Boeing придется немало постараться, чтобы восстановить доверие общественности. На торгах в Нью-Йорке в среду акции компании просели на 3,4%, до $74,34 за штуку. И это не предел падения котировок Boeing, уверены аналитики.
В США на сегодня эксплуатируются всего 6 самолетов Dreamliner, все они принадлежат авиакомпании United Airlines. Перевозчик уже выразил готовность оперативно заменить выбывшие борты другими самолетами. Сложнее придется японским ANA и Japan Airlines - компании уже эксплуатируют 17 и 7 моделей 787 соответственно. Еще 6 самолетов "посадила" индийская Air India, 3 - чилийская Lan Airlines, 2 - польская LOT Polish Airlines. Таким образом, в строю остались менее 10 Dreamliner - 5 лайнеров катарской Qatar Airways и 4 - эфиопской Ethiopian Airlines. Российские "Аэрофлот" и "Трансаэро", имеющие твердые заказы на поставку 22 и 4 самолетов соответственно, сообщили, что внимательно следят за ситуацией с проблемной новинкой Boeing.
Высокий спрос на лайнер обеспечивался уникальными летными характеристиками. Благодаря использованию легких композитных материалов в корпусе и самых современных двигателей, Dreamliner позиционировался производителем как новая эра в индустрии пассажирских перевозок на большие расстояния. Настоящая экономическая эффективность модели 787 будет достигнута, если компания убедит регуляторов в том, что самолет может выбирать для себя маршруты в 330 минутах лета от ближайшего аэропорта. Пока сертифицированное время для Dreamliner составляет 180 минут, и в текущих обстоятельствах идею с пролонгацией этого срока Boeing придется отложить.
Boeing также предстоит убедить власти в том, что новые уникальные литиево-ионные батареи, использованные в конструкции Dreamliner, не несут рисков для безопасности. Производитель уже затеял масштабную внутреннюю операционную проверку, направленную на стресс-тестирование аккумуляторов.
Риски перегрева двух батарейных отсеков Boeing 787 с самого начала рассматривались как одна из очевидных сложностей в конструкции самолета. Теперь гипотетическая проблема превратилась в настоящую головную боль для Boeing. Пусть от технического дефекта пока никто не пострадал, но предпосылки выглядят более чем серьезно: 7 января на борту Dreamliner японской Japan Airlines в аэропорту Бостона случился пожар - горел вспомогательный аккумулятор. Особенно регуляторов тревожит, что все последние ЧП не были предотвращены встроенной в "начинку" модели 787 системы безопасности, которая "на бумаге" подобные инциденты должна легко пресекать.
Как устранить проблему?
Самолет снабжен двумя литиево-ионными батареями весом по 28 кг и размером по полметра каждая. Один из акуммуляторов, условно "главный", расположен в отсеке электропитания под кабиной пилотов - именно эта батерея перегрелась в самолете ANA. Она отвечает за работу приборной панели в кабине и поддерживает ключевые системы контроля и безопасности на борту. Второй аккумулятор находится в таком же отсеке на уровне крыльев - его возгорание случилось в Бостоне на прошлой неделе. Он обеспечивает питание вспомогательной хвостовой системы, которая снабжает лайнер энергией во время приземления.
Батареи - итог международной кооперации Boeing с партнерами-поставщиками комплектующих. Производит батареи японская GS Yuasa в сотрудничестве с французской Thales. Не исключено, что новация обернется для Boeing провалом, если регуляторы придут к выводу о необходимости внесения технических изменений в устройство аккумуляторов. Такое требование может привести к срыву производственных планов американской компании по удвоению выпуска Dreamliner к концу 2013 года до 10 машин в месяц. Пока Boeing поставил заказчикам 50 моделей, а портфель заказов составляет еще 800 самолетов.
Замена батарей - задача чрезвычайно сложная. Вся техническая архитектура Dreamliner базируется на качествах литиево-ионных аккумуляторов. Любые другие батареи повлекут за собой изменение модификации всей "начинки" - от компьютерного оборудования до "софта" в системах контроля и безопасности.
Dreamliner прошел сертификацию FAA еще в 2007 году. Мощные батареи машины, питающие ключевые бортовые системы, тогда проверялись на предмет возникновения экстренной ситуации. Эксперты пришли к выводу, что высокие температуры не повредят аккумуляторы и ни пожара, ни задымления не произойдет. В случае непредвиденных обстоятельств автоматическая система должна отключать батареи от электропитания самолета и переводить лайнер на резервный источник энергии.
"Литиево-ионные батареи были правильным выбором для той машины, что мы строили. Это не значит, что они были единственно возможным выбором, но правильным - точно", - убеждал журналистов на прошлой неделе главный инженер Boeing Майк Синнетт. По его словам, речь идет о батареях, в полтора-два раза превышающих по объему автомобильные. Их мощность составляет 1,45 мВт, этого хватило бы на обеспечение электропитания 400 домов. Хватит ли для одного самолета - покажет время.
"Не стоит недооценивать сложность Dreamliner. Это совершенно не то же самое, что сдать свой ноутбук в ремонт и позвонить за исправленным устройством на следующий день. Простого решения у проблемы Boeing нет", - резюмирует Хартевельдт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Forbes». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Февраль 11, 2025
Группа "Аэрофлот" объявляет операционные результаты за январь 2025 года
Февраль 14, 2025
IDEX-2025 в Абу-Даби: АО "УЗГА" впервые представит на зарубежной выставке беспилотник "Форпост-РЭ"
Февраль 14, 2025
WPolityce.pl: с авиазавода в Польше увольняют персонал из-за финансовых проблем
Февраль 14, 2025
В 2025 году вертолет санитарной авиации в Рязанской области совершил семь вылетов