Российская газета
31 января 2013, 09:38
Улетные цены
В российских аэропортах появятся альтернативные операторы наземного обслуживания. Это поможет снизить затраты авиакомпаний на аэропортовые услуги, а, значит, и стоимость билетов, считают в Федеральной антимонопольной службе
Поправки в правила недискриминационного доступа, обязывающие аэропорты развивать конкуренцию, ФАС до конца недели внесет в правительство. Подробности "РГ" рассказал начальник управления контроля транспорта и связи антимонопольного ведомства Дмитрий Рутенберг.
Подготовленные ФАС поправки должны были быть утверждены еще в конце 2012 года. С чем связана задержка?
Дмитрий Рутенберг: Мы согласовали документ с минтрансом и минэкономразвития без замечаний. Но получился протокол разногласий с Федеральной службой по тарифам. В проекте есть норма, по которой, если в аэропорту услуги предоставляют несколько операторов наземного обслуживания в условиях конкуренции, тарифное госрегулирование к ним может не применяться. То есть компании вправе сами устанавливать тарифы на свои услуги. ФСТ выступает против включения этой нормы в данное постановление. Кроме того, нам необходимо учесть некоторые поправки минюста. Надеюсь, эти разногласия с ФСТ удастся снять при обсуждении документа в правительстве и в ближайшие пару месяцев поправки будут утверждены.
Они, напомню, направлены на развитие конкуренции в сфере наземного обслуживания и охватывают практически все виды аэропортовых услуг. Начиная с обработки и перевозки багажа, заканчивая заправкой самолета водой и топливом. В аэропортах с пассажиропотоком свыше миллиона человек в год - таких в России всего около 20 - должно быть как минимум два поставщика по каждой услуге. Причем один из них независимый. В аэропортах, ежегодно обслуживающих больше пяти миллионов человек, три поставщика. Это требование касается московских аэропортов Домодедово, Внуково, Шереметьево и аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге. Кроме того, в документе есть пункт, разрешающий авиакомпаниям при наличии технической возможности самостоятельно осуществлять наземное обслуживание, аэропорты не смогут им в этом отказать.
Мы также предусмотрели переходный период для вступления требований в силу. Для аэропортов-миллионников - около двух лет, для пятимиллионников - четыре года. За это время найти инвестора и построить те же топливно-заправочные комплексы вполне реально.
В каких секторах аэропортовых услуг конкуренция развита лучше, а в каких хуже?
Дмитрий Рутенберг: Мы анализировали ситуацию в аэропортах федерального значения, на которые приходится 58 процентов всего объема перевозок в России. В 43 процентах весь комплекс аэропортовых услуг выполняется одним операторам. В 57 процентах конкуренция есть либо во всех сферах, либо хотя бы в одной. Хотя часто якобы независимые компании при ближайшем рассмотрении оказываются структурами, близкими к главному оператору, который работает в этом секторе услуг.
Пару лет назад была история с одним из московских аэропортов, который обратился к нам, чтобы мы поддержали предложение по прекращению госрегулирования тарифов на обработку багажа. Аргумент был железный - эту услугу предоставляют пять операторов. Когда мы приехали с проверкой, оказалось, что там действует один крупный и несколько мелких операторов. И почти все они входят в одну структуру. Поэтому, когда мы ведем речь о создании альтернативных поставщиков услуг, нужно говорить о том, чтобы эти поставщики были действительно независимыми.
Сейчас конкуренция наиболее развита в секторе технического обслуживания воздушных судов, клининга - уборки и экипировки самолетов, услуг по обеспечению бортовым питанием, коммерческому обслуживанию пассажиров, обработке багажа, грузов и почты. Строительство альтернативных топливно-заправочных комплексов требует больших затрат, поэтому здесь ситуация с конкуренцией хуже.
Снизятся ли с появлением альтернативных операторов цены на авиабилеты?
Дмитрий Рутенберг: Когда нефтяные компании создают свои ТЗК в аэропортах, там, как правило, дешевле керосин. При этом они могут брать больше за непосредственную заправку "в крыло" или хранение чужого керосина. Но комплексно их услуги авиакомпаниям обходятся дешевле - это факт.
Даже с учетом того, что цены на авиакеросин постоянно растут, появление по крайней мере одного альтернативного топливно-заправочного комплекса может помочь снизить цены на билеты, топливо и заправку в аэропорту на 7-8 процентов. В целом стоимость аэропортовых услуг в затратах авиакомпаний составляет 20 процентов - пятая часть. Если перевозчики получат возможность экономить на этих затратах, у них действительно появится стимул снижать цены на билеты.
В этом году ФАС собирается исследовать конкуренцию и между самими аэропортами. Зачем?
Дмитрий Рутенберг: Действительно, такое исследование запланировано и весной мы собираемся начать эту работу. Хотим выяснить, почему авиакомпании предпочитают тот или иной аэропорт, почему те или иные аэропорты выбирают пассажиры и все ли здесь определяется стоимостью билета.
Вторая причина то, о чем мы уже говорили. Правительство поставило задачу снизить стоимость авиаперевозок. А она напрямую зависит от состояния конкуренции на рынке. Конкуренция тот драйвер, который ведет к снижению цен. В качестве примера можно привести аэропорты московского авиаузла, где тарифы пониже, чем в других аэропортах страны. Мы считаем, что именно конкуренция привела к такому эффекту.
На исследование уйдет примерно полгода, и к декабрю итоги будут подведены. Эти результаты станут основой для предложений по прекращению госрегулирования тарифов в аэропортах, подготовке новых предложений по снижению тарифов на авиаперевозки....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции