О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"На ситуацию во "Внуково" прохождение пилотами тренажера повлиять никак не могло"

Пилоты Red Wings не проходили должной подготовки перед полетами

Пилоты Red Wings не проходили должной подготовки перед полетами. Об этом 13 февраля заявила прокуратура на транспорте. Авария с самолетом авиакомпании произошла во "Внуково" в декабре 2012 года. Выводы следователей пилот, летчик-испытатель Александр Акименков обсудил с ведущей Ксенией Турковой.

При посадке в аэропорту лайнер компании Red Wings не смог затормозить и выкатился на Киевское шоссе. Погибли пять человек.

- Скажите, что означает формулировка "не проходили должной подготовки", то есть они готовились, но в эту подготовку не были включены какие-то элементы?

- Судя по всему, они не прошли вовремя тренажер. Тренажер раз в квартал проходит. Но на ситуацию, которая случилась во "Внуково", прохождение тренажера никак не могло повлиять. Потому что в тренажере не смоделирована эта ситуация. Судя по всему, она даже на испытаниях не исследовалась. То есть об этой ситуации, в принципе, знали по другим самолетам на Ил-86, на Airbus, Boeing. Там, где низко расположенное крыло и на гондолах снизу висят двигатели.

- Говорит ли это о том, что теперь нужно как-то пересмотреть программу подготовки пилотов и включить в нее некие другие элементы? Вы говорите, что тренажер не спас бы от такой ситуации?

- Нет. Тренажер имитирует только то, что записано в руководстве полетной эксплуатации. А в руководстве полетной эксплуатации этого случая нет.

- Что нужно сделать, чтобы отрабатывать, в том числе и такие случаи?

- Надо смоделировать вначале ситуацию. Не отписываться мнением каких-то экспертов, знатоков, еще чем-то, а провести через моделирование. Тогда будет понятно, что тот легкий посадочный вес, который был на самолете, плюс включение двигателей на реверс создает область повышенного давления, и самолет еще больше приподнимается.

Колеса начинают проскальзывать, и автомат растормаживания снимает нагрузку с них, то есть получается, что в итоге летчик оказывается и без реверса, и без торможения колес. Я уже не говорю о том, что замолчали ситуацию с блокировкой по обжатию амортизаторов, которая отключает и реверсы, и тормоза колес, с тем, чтобы в воздухе не включить реверс. То есть не исследована ситуация, и мне непонятно, о чем разговор идет.

- Как часто проводятся тренировки пилотов?

- Есть предполетная, предварительная подготовка. Это расписано циркулярами Федерального агентства воздушного транспорта, которое, в общем-то, выполняется. Я не верю, что эти виды подготовки не выполнялись.

- Бывает так, что пилоты эти тренировки не посещают, и по каким причинам это происходит?

- Тренировки, во-первых, стоят денег. Во-вторых, не всегда тренажер исправен и есть время для прохождения тренажера. Там имеются свои сложности. Не в каждой компании есть свой тренажер по данному типу самолета.

- То есть получается, что довольно часто может возникнуть такая ситуация, когда пилот не пройдет подготовку?

- Не пройдет подготовку на тренажере. Да, такая ситуация случается достаточно часто, хотя она наказуема. Если инспекция проверяет, что не прошел тренажер, то дальше идут санкции, очень строгие.

- Вы говорите, что тренажеры не всегда хорошо работают, не всегда исправно. Они вообще в каком состоянии обычно?

- Вообще-то они все должны быть исправны, и их должно быть много.

- Должны быть - это понятно, а по факту как дела обстоят?

- По факту, когда мне доводилось искать тренажеры, так это надо было сильно исхитриться. Мало того, что деньги заплатил, еще нужно знать, где работает и время для себя найти, чтобы влезть в график, который запланирован там за несколько месяцев.

- Это сам пилот должен деньги платить или авиакомпания?

- Компания платит, конечно.

- У нас проблема нехватки тренажеров в авиаотрасли есть?

- У нас много типов, и по всем типам нет тренажеров. Многотипие в нашей авиации. Сейчас Airbus, Boeing, непонятно какие самолеты появляются. А разнотипие - это, значит, на каждый тип нужен тренажер. Это просто невозможно и очень дорого.

- То есть, если возвращаться к результатам этой проверки, нельзя говорить о том, что пилоты Red Wings виноваты в том, что они не прошли эту подготовку? Потому что там, судя по тому, что вы рассказываете, могло быть стечение разных обстоятельств.

- Да, конечно. Наверное, это нельзя им ставить в вину, мертвые сраму не имут, что ж сделаешь....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка