О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Заоблачные меры

Саратовский дебошир, буянивший на борту рейса в Хургаду, объявлен в международный розыск. Тем временем, авиакомпании призывают ввести "черные списки" неуемных пассажиров

Саратовский дебошир, буянивший на борту рейса в Хургаду, объявлен в международный розыск. Тем временем, авиакомпании призывают ввести "черные списки" неуемных пассажиров.

Московский следственный отдел на воздушном и водном транспорте продолжает расследование уголовного дела, возбужденного в отношении 54-летнего саратовского предпринимателя Сергея Кабалова. Инцидент на борту рейса "Москва-Хургада" авиакомпании "Коглаымавиа" произошел 11 января на высоте 12 тыс. метров.

Саратовский бизнесмен (как выяснили СМИ, он владеет ресторанным, торговым и транспортным бизнесом) неадекватно отреагировал на законную просьбу бортпроводника не курить в самолете и устроил настоящий дебош.

Мужчина угрожал всех убить, при этом представляясь то спецназовцем, то депутатом. Он пытался прорваться в кабину пилотов и разбил лицо одному из пассажиров. Все эти бесчинства сняла на камеру мобильного телефона одна из женщин, летевших в самолете.

Когда борт приземлился в Хургаде, хулигана на земле уже ждала полиция, однако египетские власти задерживать его не стали. Поскольку на территории Египта турист ничего противоправного не совершил, его немедленно отпустили, и хулиган вместе с семьей направился на отдых.

Между тем, пострадавший стюард обратился с заявлением в линейный отдел МВД России в аэропорту "Домодедово". Также к руководству московской транспортной полиции и в полицию аэропорта "Домодедово" обратился глава комиссии по вопросам законности и правопорядка Общественной палаты Саратовской области Николай Скворцов, который настаивал на проведении проверки "на наличие в действиях Кабалова состава преступления".

29 января в отношении предпринимателя возбудили уголовное дело по ст.116 УК РФ (побои). "Транспортной полицией установлены и опрошены очевидцы данного происшествия. По возвращении Кабалова из Египта он будет допрошен с целью выяснения обстоятельств инцидента. По результатам расследования уголовного дела в отношении него будет принято процессуальное решение в соответствии с действующим законодательством", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе Главного управления на транспорте МВД России.

Но найти Кабалова не удалось. Причем, радиостанция "Маяк", проводившая собственное расследование инцидента, выяснила, что по прошествии недели отдыха Кабалов выехал из гостиницы, зарегистрировался на рейс "Когалымавиа", но на самолет не сел, а исчез из поля зрения.

По одной из версий, он мог из гостиницы переехать в частный сектор, снять квартиру и остаться жить в Хургаде - туристическая виза дается на месяц, а для того, чтобы ее продлить еще на месяц, нужно только придти в полицию и поставить отметку. Делается это в течение нескольких минут и совершенно бесплатно. Для него эта отметка ничем не чревата, он никаких преступлений на территории Египта не совершал. Поэтому ему могут совершенно спокойно продлить пребывание в стране, и никто его не потревожит.

Есть еще вероятность того, что Кабалов в тот же день, когда зарегистрировался на рейс в аэропорту Хургады, мог сесть на любой другой самолет, направлявшийся в Белоруссию, Украину или Казахстан, и спокойно улететь туда. А затем уже на общественном транспорте вернуться в Россию совершенно незамеченным. Или остаться на Украине.

Тем временем, по результатам доследственной проверки, проведенной следственными органами СК РФ на транспорте, уголовное дело в отношении Кабалова переквалифицировали на ст. 30, п."в" ч.2 ст. 211 УК РФ (покушение на угон воздушного судна с применением насилия).

В СК РФ утверждают, что показания свидетелей и видеоматериалы, которыми располагает следствие, "позволяют сделать вывод о том, что Кабалов, находясь в состоянии алкогольного опьянения, совершил умышленные действия, направленные на захват воздушного судна, в целях его угона, сопряженные с применением насилия и с угрозой применения насилия, опасного для жизни членов экипажа и пассажиров".

Преступный умысел Кабалова не был доведен до конца по независящим от него причинам, потому что его агрессивные действия пресекли члены экипажа самолета, считают в СК РФ.

Поскольку местонахождение саратовского бизнесмена до сих пор неизвестно, он был объявлен в федеральный розыск. А 18 февраля следствие направило в суд ходатайство об избрании в отношении Кабалова в качестве меры пресечения заключение под стражу. После этого его объявили и в международный розыск.

Также объявлен в розыск другой дебошир Артем Бондаренко, избивший в середине января в аэропорту "Шереметьево" полицейского. Он неоднократно уклонялся от явки по вызову следователя, сообщила "Интерфаксу" официальный представитель столичного управления на транспорте СК РФ Татьяна Морозова.

Этот инцидент произошел 16 января вечером при посадке на самолет рейсом "Москва - Краснодар". В VIP-зале пассажир устроил скандал с обслуживающим персоналом и оскорблял его. Прибывшие на место происшествия сотрудники линейного отдела пытались успокоить пассажира, но он ударил одного из полицейских по лицу, после чего хулигана задержали.

Следственные органы возбудили в отношении Бондаренко уголовное дело по ч.1 ст.318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти, не опасного для жизни и здоровья), которое предусматривает лишение свободы на срок до 5 лет.

В СК РФ отмечают, что установить, где находятся Кабалов и Бондаренко, - это лишь вопрос времени. Следствие предлагает им добровольно явиться и дать свои показания. Такой шаг, безусловно, будет учтен и следствием, и судом.

Также следователи предостерегают на будущее всех, у кого возникнет желание повторить подобные "подвиги" на борту самолетов или в аэропортах и вокзалах - УК РФ предусматривает наказание за такие преступления вплоть до 12 лет лишения свободы.

Впрочем, авиаперевозчики выступают за ужесточение ответственности авиадебоширов. Угроза уголовного наказания за драку, устроенную во время полета, отрезвит многих пассажиров, считает глава "Аэрофлота" Виталий Савельев. "Мы предлагаем ввести и черный список, и уголовное наказание, вместо административного, за дебош на борту. Это не взаимоисключающие вещи, как многие думают", - заявил Савельев в интервью "Известиям".

"Допустим, пассажир на борту сквернословит, курит - наверное, это не тянет на то, чтобы ему дать срок. Не умеешь себя прилично вести в обществе - в черный список. Если же дебошир совершает насилие над пассажирами, кабинным экипажем - мы вынуждены сажать самолет. И тогда должно последовать уголовное наказание. Угроза наказания отрезвит многих", - пояснил он свою точку зрения.

Что касается "черных списков", то, по мнению главы "Аэрофлота", каждому перевозчику надо дать право сделать свой список. "Я предлагаю в России, учитывая территориальную разбросанность, делать по компаниям - у нас есть регионы, куда, кроме авиации, ничем не доберешься", - отметил он.

Причем, как ранее писал в своем Twitter‘e Савельев, у "Аэрофлота" уже есть условный "черный список", в котором 1 тыс. 821 человек, но авиакомпания не может отказать им в перевозке, так как нет законных оснований.

По словам Савельева, только в 2012 году на рейсах "Аэрофлота" зафиксировано 490 инцидентов с пассажирами, нарушившими правила поведения непосредственно на борту. "Очередной инцидент с пьяным пассажиром показывает, что необходимо менять законодательство. Только запрет алкоголя на борту не решит проблему. "Аэрофлот" выступает за легализацию "черных списков" уже в течение 3 лет, но кажется, что это касается только нас. Мы не ощущаем поддержки. Воздушный кодекс запрещает авиакомпаниям вводить черные списки, а ведь самый действенный метод - закрыть доступ дебоширу в самолет", - пишет он.

По мнению главы "Аэрофлота", можно определить максимальный срок попадания в черный список от 3 до 5 лет: "Никакого наступления на гражданские права в данном случае не вижу".

Кстати, как выяснил Фонд "Общественное мнение", большинство россиян поддерживают идею о "черных списках" летающих дебоширов. По данным опроса, проведенного 9-10 февраля в 43 субъектах РФ, лишь 9% респондентов отнеслись к этой инициативе негативно.

Между тем, в МВД не поддерживают введение "черных списков". Эта мера, по словам заместителя начальника отдела Главного управления на транспорте МВД РФ Юрия Груздева, противоречит положению Конституции о свободном передвижении граждан.

"Конституцией закреплено право свободно вылетать и свободно возвращаться. Кроме того, согласно федеральному закону о персональных данных, накопление, хранение и опубликование таких списков противозаконно", - заявил Груздев на заседании "круглого стола" в Общественной плате РФ.

Таким образом, отметил он, составление "черных списков" может расцениваться как нарушение закона. К тому же, по его мнению, данное направление неперспективно.

Со своей стороны Груздев предложил наделить авиаперевозчиков полномочиями по изъятию на время полета алкоголя, купленного в магазинах беспошлинной торговли, и ограничить продажу алкоголя в кафе и ресторанах в стерильной зоне аэропорта.

Что касается запрета алкоголя из duty free на борту самолета, то соответствующий законопроект депутаты планируют разработать до конца весенней сессии Госдумы.

В свою очередь в "Аэрофлоте" считают, что запрет на пронос алкоголя будет не эффективен. "Это увеличит время посадки пассажиров на борт воздушного судна, при этом, если забирать у пассажиров купленный алкоголь, то его попросту негде будет хранить на борту самолета. При этом есть пассажиры, которые выпьют и будут вести себя спокойно, а есть пассажиры, которые не употребляя алкоголь могут буянить. В мире распространена практика "черных списков" и эта мера очень эффективна", - уточнили "Интерфаксу" в пресс-службе авиакомпании.

В Госдуме также хотят оснастить самолеты видеорегистраторами, чтобы пресечь хулиганство на борту. "Мы должны создать такие условия, в которых решение суда в отношении того или иного дебошира, того или иного непрофессионального сотрудника авиакомпании должно будет выноситься на основании объективных данных и исполняться со всей неотвратимостью, на которую способен закон. Такие условия, с нашей точки зрения, создаст введение обязательной видеорегистрации на борту гражданских воздушных судов", - заявил руководитель недавно образованной в Госдуме группы независимых депутатов Леонид Левин.

По его мнению, внесение изменений в Воздушный кодекс РФ, обязывающих авиаперевозчиков устанавливать в пассажирских самолетах оборудование постоянной видеорегистрации, позволит повысить ответственность пассажиров за свое поведение.

Кроме того, он полагает, что необходимым расширить полномочия экипажа и стюардов в отношении нарушителей порядка и ужесточение наказания за хулиганство во время полета.

Глава "Аэрофлота" также считает, что экипажи воздушных судов необходимо обеспечить средствами сдерживания. "Как правило, буянят крепкие мужчины, которые реально могут нанести увечья. Наши партнеры по альянсу SkyTeam, например, KLM, Air France, Delta, - у них у всех есть средства сдерживания, например, пластиковые наручники", - заявил Савельев.

А вот по поводу предложения установить на борту самолета камеры для фиксации факта нарушений руководитель авивкомпании заметил, что сделать это не так просто. "Если надо установить камеру, то будут дополнительные затраты, надо обращаться к производителю - Boeing, Airbus, "Сухой Суперджет", - чтобы они монтировали камеры", - сказал он.

Глава "Аэрофлота" подчеркнул, что проблема буйных пассажиров актуальна не только для его компании. "Ежегодно фиксируются тысячи инцидентов с деструктивными авиапассажирами. Известными становятся лишь единичные случаи", - отметил он.

Авиаперевозчики заявляют, что случаи нарушения общественного порядка на борту самолетов происходят в РФ ежедневно. Так, только авиакомпания "Трансаэро" в прошлом году зафиксировала 1,5 тыс. попыток нарушения общественного порядка, из них большая часть была пресечена, и только 320 случаев дошли до полиции. И это при том, что несколько лет назад в "Трансаэро" была создана служба сопровождения рейсов - так называемые "воздушные маршалы", которые осуществляют сопровождение на линиях повышенного риска....
Авторские права на данный материал принадлежат «Интерфакс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка