Известия
21 февраля 2013, 09:06
Минтранс приравнял иностранных пилотов к рабочим
Иностранные пилоты, которых по просьбе авиакомпаний правительство собирается допустить на российский рынок, не будут признаны "высококвалифицированными" специалистами
Законопроект предусматривает, что в состав летных экипажей гражданских самолетов иностранцы смогут входить только в качестве командиров экипажей. Все особенности трудоустройства командиров-иностранцев - в частности, продолжительность сроков их трудовых контрактов и количество КВС, которые могут ежегодно войти в экипажи российских авиакомпаний, будет определять постановление правительства. В пояснительной записке к документу указывается, что в ближайшие пять лет общую квоту на привлечение пилотов планируется установить на уровне 200 человек.
Впрочем, одна особенность трудоустройства уже определена законом - КВС не будут считаться высококвалифицированной рабочей силой. "Иностранные граждане, входящие с состав экипажей... не могут привлекаться к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов", - говорится в законопроекте.
Формально должность КВС, по действующему законодательству, легко попадает под критерии высококвалифицированной. В частности, по закону высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если за работу в России он будет получать зарплату не менее 2 млн рублей в год (для ученых и преподавателей - 1 млн, для иностранцев, участвующих в работе "Сколково", - без ограничений по размеру зарплаты).
Как пояснила "Известиям" руководитель практики трудового права адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Анна Иванова, до того, как иностранный пилот станет налоговым резидентом (если за период 12 месяцев иностранец пробыл в РФ суммарно более 183 дней), подоходный налог, который платит за него работодатель, будет составлять 30%. В то же время доход высококвалифицированных специалистов (ВКС) облагается по ставке 13% с момента получения такого статуса. Стоит отметить, средняя зарплата командира Boeing 737 NG, например, в Европе составляет $7-8 тыс. в месяц. В России КВС получают примерно на 30% больше - $10-12 тыс.
Кроме того, работодателю придется каждый год тратиться на переоформление документов командиров воздушных судов, в то время как ВКС получают разрешение на работу сразу на три года. На практике, пояснил юрист, оформление ВКС занимает 14 рабочих дней, в то время как обычного иностранного работника - 4-5 месяцев.
Помимо этого на обычного мигранта компании необходимо получать специальное разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, которое выдают миграционные органы.
- Если должность работника входит в общую квоту на привлечение иностранной рабочей силы, то нанять иностранного специалиста можно только после того, как не найдет на должность местных претендентов - для высококвалифицированных работников это не требуется, - поясняет юрист. Также иностранному пилоту придется сдавать анализы на СПИД и инфекционные заболевания перед приездом в Россию, предъявлять справку, что он не наркоман, говорит Анна Иванова.
Для авиакомпании включение в законопроект нового пункта усложнит найм пилотов. Как заявил "Известиям" источник в одной из крупных авиакомпаний, статья о запрете оформления КВС как высококвалифицированных специалистов фактически делает закон профанацией.
- Такая статья свидетельствует о низком профессионализме составителей закона, - отмечает собеседник газеты. Он напомнил, что капитан воздушного судна готовится около 10 лет, не каждый второй пилот может стать командиром.
- На рынке труда сложно найти более высококвалифицированную специальность, - возмущается собеседник "Известий".
В "Аэрофлоте" изданию высказали мнение, что КВС и вторые пилоты "абсолютно очевидно" относятся к высококвалифицированным работникам.
- Мы надеемся, что это просто недоразумение, которое будет исправлено, - отметил представитель перевозчика. Первый заместитель генерального директора авиакомпании "Трансаэро" Дмитрий Столяров заявил, что в компании готовы согласиться с теми ограничениями для иностранных пилотов, которые содержатся в законопроекте. Однако исключение командиров воздушных судов из категории высококвалифицированных специалистов является чрезмерным, считают в "Трансаэро". В "ЮтЭйр" не стали комментировать новую инициативу. В авиакомпании "S7" "Известиям" пояснили, что положительно относятся к инициативе Минтранса, при этом компания не испытывает недостатка пилотов и не может комментировать изменения в законопроекте.
Как отмечает главный редактор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев, введение новой нормы в законопроект действительно не позволит компаниям существенно сэкономить на зарплатах пилотам. Но это и не было главной целью законопроекта о привлечении иностранных пилотов, полагает эксперт.
- Важно другое - открыть рынок труда, чтобы снять дефицит квалифицированных КВС и отказаться от сотрудничества с теми, у кого есть проблемы с техникой пилотирования или трудовой дисциплиной. Сейчас повсеместна практика, когда пилотов могут изгнать из одной компании со скандалом, а в другой принять, даже на более высокую зарплату, - отмечает Олег Пантелеев.
Законопроект о возможности привлечения иностранных пилотов в качестве членов экипажей входит в пакет изменений нормативной базы, который в итоге должен привести к созданию в России низкотарифного перевозчика. Инициативу разрешить привлекать к полетам в России иностранных пилотов поддерживали крупные авиакомпании, в частности "Аэрофлот". Перевозчики заявляют о серьезной нехватке пилотов, особенно КВС. В результате сейчас они вынуждены "перекупать" КВС друг у друга высокими зарплатами, что в итоге повышает стоимость билетов для пассажиров....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 4, 2024
Минниханов посетил Казанский авиазавод и провел заседание Совета директоров АО "Туполев"
Декабрь 4, 2024
Отчет "Аэрофлота" отразил рост финансовых результатов
Декабрь 4, 2024
В самой большой челябинской школе обучают собирать и запускать дроны
Декабрь 4, 2024
Эстонская авиакомпания Nordica подала заявление о банкротстве