О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Спасти рядовой "Ил"

Вот уже около полутора лет группа энтузиастов, объединившись в клуб "Альбатрос-аэро", занимается восстановлением уцелевшего Ил-14

...Когда-то "Ил-14" был весьма популярен в СССР и в некоторых других странах. Его собирали на заводах в ГДР, Чехословакии, Китае. Эти небольшие машины обслуживали местные авиалинии, были незаменимыми перевозчиками людей и грузов в полярной авиации... Век "четырнадцатых" оказался долгим: последние из них в России были сняты с эксплуатации только в 1991 г. Списанные старые машины отправляли на утилизацию. По словам знатоков ретроавиации, на сегодняшний день в России сохранилось не более пяти "Илов", пригодных для полного восстановления. Но вот уже около полутора лет группа энтузиастов, объединившись в клуб "Альбатрос-аэро", занимается восстановлением уцелевшего "Ил-14".

Возглавил "спасательную операцию" Андрей Иванов - директор российского отделения Всемирной пилотской организации. "Ил" корреспонденту "МК" удалось отыскать в заповедном углу бывшего Тушинского аэродрома на небольшой площадке, со всех сторон загороженной бытовками, сараями и ангарами. В нескольких сотнях метров развернулось строительство нового стадиона, за оградой шумит Волоколамское шоссе, а здесь распростер крылья "воздушный извозчик", и несколько человек вокруг него возятся со старым авиационным металлом, возвращая ветерана в его прежнее рабочее состояние.

Как рассказали авиареставраторы, судя по серийным номерам, данный экземпляр "Ил-14" собран в 1957 г. на московском заводе №30 "Знамя труда". Известно, что это был военный самолет - санитарный вариант (в грузовом отсеке сохранились даже специальные лямки для фиксации носилок). Впоследствии "крылатую санитарку" "демобилизовали" и передали на баланс Федерации любителей авиации России. Так "Ил"-ветеран обосновался на площадке Тушинского аэродрома. Под конец той прошлой жизни он оказался фактически бесхозным. Начинку старого самолета основательно разгромили: приборы побиты, пучки проводов отрезаны или даже выдраны с мясом.

- Много раз, проезжая мимо территории аэродрома, я видел эту машину, - рассказывает Андрей Иванов. - С грустью отмечал, что она гибнет буквально на глазах, и решил наконец попытаться сохранить столь редкий в наши дни образец авиационной техники. Нам с товарищем удалось переоформить ретросамолет на себя. Его перекатили сюда, в более безопасное место Тушинского поля.

По мнению знатоков предмета, старый "Ил" вполне реально отреставрировать: ведь машина эта достаточно простая по конструкции. Задачу облегчает еще и то, что Андрей и его помощники смогли собрать - как говорится, с миру по нитке - практически всю необходимую техническую документацию по "четырнадцатым" (большую помощь здесь оказал авиационный музей в Монине). Кроме того у энтузиастов образовался ремонтный фонд - узлы, агрегаты, детали и приборы от "Ил-14", которые им повезло отыскать среди авиационного металлолома на отдаленных аэродромах и стоянках. Хотя есть, конечно, элементы, с которыми дела обстоят непросто. Например, лобовое стекло в кабине пилотов: оно ведь не простое, а специальной закалки, да еще снабженное электроподогревом!..

- Здесь нам помогли специалисты из корпорации, занимающейся в том числе и производством стекла для ракетно-космической техники, - рассказывает Иванов. - Они прониклись идеей и изготовили нам требуемую стеклянную деталь. Причем для этого пришлось восстановить старую методику и технологию. Два первых образца оказались негодными, и лишь с третьей попытки удалось изготовить стекло для пилотской кабины хорошего качества. Работы предстоит еще много, но мы уверены, что добьемся успеха. Ресурсное состояние самолета хорошее: бывшая "крылатая санитарка" успела полетать совсем мало, так что конструкции фюзеляжа, крыльев, обшивки сохранились очень неплохо. Правда, левый двигатель оказался серьезно поврежден, однако у нас в запасе есть такой же мотор, нужно только его перекинуть на место неисправного.

- Но ведь это же не простое дело, требующее определенной квалификации...

- Среди нашей реставрационной бригады собрались в том числе и выпускники авиационных, технических вузов. Один специализируется, например, по электропроводке, двое других ребят освоили ремонт винтов, найдутся и те, кто в состоянии вполне профессионально заняться сменой двигателя... Кроме того удалось привлечь специалистов, в свое время работавших техниками на обслуживании "Ил-14". Конечно, необходим в некоторых случаях специальный инструмент, да и часть деталей и узлов нужно изготавливать заново. Но тут мы рассчитываем на содействие специалистов одного из заводов неподалеку от Москвы, где удалось договориться о выполнении индивидуального заказа для этого "Ила".

- Закончите вы восстановление самолета, и что же дальше с ним делать?

- Использовать по прямому назначению, конечно! Пока эта крылатая машина в госреестре не значится. Но мы собираемся восстановить для нее все необходимые документы. Есть летчики-испытатели, которые готовы облетать отремонтированный самолет-ветеран, чтобы он мог на законных основаниях получить летный паспорт... Правда, тут сразу возникает проблема финансового свойства: как только мы официально зарегистрируем этот самолет, на него начнут начислять транспортный налог - такой же, как на обычный автомобиль. А поскольку моторы у "Ил-14" помощнее, чем движки самых крутых иномарок, то и сумма налога будет прямо-таки запредельная - порядка 470 тысяч рублей в год!

- Да, сумма впечатляющая! А как же удастся поднять в воздух "Ил", который стоит в Тушине? Ведь аэродром-то здесь уже не функционирует...

- Завершив восстановление самолета, мы снимем с него консоли крыльев, в таком компактном виде переместим на край бывшего летного поля - к берегу Москвы-реки, погрузим на баржу и переправим водой к одному из действующих аэродромов малой авиации - Большое Грызлово. Там и предстоит "прописаться" нашему "Ил-14". Мы будем вылетать на нем на авиашоу, участвовать в перелетах в стиле ретро......
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский комсомолец». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка