АвиаПорт.Ru
7 марта 2013, 17:08
Из Москвы в Киев
"АвиаПорт" продолжает анализ рынков пассажирских перевозок. Нынешний обзор посвящен направлению Москва - Киев - одному из важнейших международных направлений, как в России, так и в Украине
Пассажиропоток между Москвой и Киевом стабильно возрастал даже в кризисные годы, увеличившись за десять лет (с 2002 по 2012 гг.) почти в пять раз (табл. 1).
Табл. 1. Динамика пассажиропотока между Москвой и Киевом в 2000-2012 гг.
Год | Пассажиры | Динамика |
---|---|---|
2000 | 103 175 | - |
2001 | 103 926 | 0,7% |
2002 | 101 746 | -2,1% |
2003 | 150 433 | 47,9% |
2004 | 179 533 | 19,3% |
2005 | 199 032 | 10,9% |
2006 | 207 705 | 4,4% |
2007 | 223 451 | 7,6% |
2008 | 241 179 | 7,9% |
2009 | 262 906 | 9,0% |
2010 | 342 241 | 30,2% |
2011 | 401 973 | 17,5% |
2012 | 483 317 | 20,2% |
Первый раунд "либерализации" авиасообщения между Москвой и Киевом произошел летом 2011 года, когда обе стороны получили возможность назначить дополнительных перевозчиков и увеличить частоту выполнения рейсов с 5 до 7 в день. С украинской стороны назначение получили "Международные авиалинии Украины" (2 частоты в день с июля 2011 года), но с российской новые частоты были разделены между уже работавшими на линии "Аэрофлотом" и "Трансаэро". В конце 2012 года с обеих сторон по одной частоте в день получила авиакомпанию "ЮТэйр" (в сентябре из Украины и в декабре из России).
Но пост-либерализационный потенциал оказался быстро исчерпан: уже в октябре-ноябре 2012 года темпы роста упали ниже 2% (табл. 2). "Оживление" в декабре связано с открытием рейсов российского "ЮТэйра" на Boeing 737-500.
Табл. 2. Динамика пассажиропотока между Москвой и Киевом в 2011-2012 гг. (помесячно)
Месяц | Пассажиры | Динамика |
---|---|---|
Январь 2011 | 22 729 | - |
Февраль 2011 | 24 110 | - |
Март 2011 | 30 949 | - |
Апрель 2011 | 31 625 | - |
Май 2011 | 33 794 | - |
Июнь 2011 | 32 516 | - |
Июль 2011 | 34 723 | - |
Август 2011 | 34 602 | - |
Сентябрь 2011 | 41 211 | - |
Октябрь 2011 | 40 353 | - |
Ноябрь 2011 | 37 664 | - |
Декабрь 2011 | 37 697 | - |
Январь 2012 | 32 337 | 42,3% |
Февраль 2012 | 30 648 | 27,1% |
Март 2012 | 36 192 | 16,9% |
Апрель 2012 | 39 437 | 24,7% |
Май 2012 | 42 317 | 25,2% |
Июнь 2012 | 41 228 | 26,8% |
Июль 2012 | 44 598 | 28,4% |
Август 2012 | 47 472 | 37,2% |
Сентябрь 2012 | 44 523 | 8,0% |
Октябрь 2012 | 41 203 | 2,1% |
Ноябрь 2012 | 38 197 | 1,4% |
Декабрь 2012 | 45 165 | 19,8% |
C летнего расписания 2013 года перестают действовать существующие ограничения по числу перевозчиков и частотам между столицами России и Украины (как это уже произошло на всех остальных маршрутах между двумя государствами). Следствием этого должен стать приход на линию новых авиаперевозчиков, рост провозных емкостей и изменение рыночных долей существующих игроков.
Сейчас рейсы между Москвой и Киевом выполняют 5,5 авиакомпаний (1,5 - "ЮТэйр" с украинской "дочкой"), которые обслуживают четыре маршрута:
- Шереметьево - Борисполь (МАУ, "Аэрофлот");
- Домодедово - Борисполь (МАУ, S7);
- Домодедово - Жуляны ("Трансаэро");
- Внуково - Жуляны (оба "ЮТэйра").
Табл. 3. Распределение частот между Москвой и Киевом по авиакомпаниям, W12/13
Авиакомпания | Количество частот в неделю W12/13 / S13 | Количество кресел в неделю W12/13 / S13 |
---|---|---|
МАУ | 42 / 49 | 4 704 / 5 488 |
"Аэрофлот" | 21 / 28 | 3 570 / 4 550 |
"Трансаэро" | 21 / 22 | 2 121 / 2 582 |
"ЮТэйр" | 14 / 14 | 1 148 / 1 148 |
S7 | 7 / 12 | 896 / 1 536 |
Доля "Аэрофлота" в провозных емкостях несколько выше, поскольку авиакомпания использует на линии Airbus A321 вместимостью 170 пассажиров, тогда как МАУ - Boeing 737-500. Доля "Аэрофлота" в предлагаемых креслах - порядка 29% (табл. 3).
На летнее расписание 2013 г. сразу четыре авиакомпании заявили об увеличении частоты полетов. МАУ, "Аэрофлот" и S7 добавят по одному рейсу, тем самым доведя частоту собственных полетов до 49, 28 и 12 в неделю соответственно (S7 планирует выполнять 5 рейсов в неделю на новой частоте). "Трансаэро" открывает четвертый рейс, а также переводит бóльшую часть полетов из Домодедово во Внуково. Но в летнем расписании рейсы будут выполняться по рваному графику, в результате увеличение частоты окажется незаметным: с 21 рейса в неделю до 22. Но 18 рейсов будут выполняться в Жуляны из Внуково, составляя конкуренцию "ЮТэйр", тогда как в Домодедово останутся всего 4. Лидером по-прежнему останется МАУ, заметно увеличат свои рыночные доли "Аэрофлот" и S7 (табл. 3).
МАУ продолжит выполнение рейсов на Boeing 737-500, но конкуренты будут ставить более вместительные воздушные суда. Так, четвертый рейс "Аэрофлота" будет выполняться на Airbus A320 (140 кресел), второй рейс S7 - на Airbus A319 (128 кресел). "Трансаэро" также переведет выполнение большей части своих рейсов в Киев с Boeing 737-500 (101 кресло) на Boeing 737-700 (121 кресло). В итоге, доля МАУ в провозной емкости сократится с 38% до 36%, тогда как S7 увеличится с 7% до 10% (табл. 3). Доли "Аэрофлота" и "Трансаэро" практически не изменятся (30% и 17% соответственно).
"ЮТэйр", недавно получивший назначения с обеих сторон, пока сосредоточен на "раскатке" маршрута и о дальнейшем увеличении частот или провозных емкостей не заявлял.
В итоге, число рейсов в летнем расписании 2013 года увеличится по сравнению с действующим зимним расписанием на 21%, провозные емкости - на 25%. Киев прочно занимает первое место среди регулярных направлений из Москвы по частотам и провозным емкостям, опережая в летнем расписании следующий за ним Ереван более чем в полтора раза по частотам и на четверть по выставляемым креслам. На внутренних линиях Киев делил бы четвертое-пятое места с Екатеринбургом (позади Санкт-Петербурга, Краснодара и Сочи).
Очевидно, что потенциал этой линии далеко не исчерпан, о чем свидетельствует почти синхронный рост провозных емкостей и пассажиропотока в 2011-2012 годах. Полная либерализация должна привести к появлению новых перевозчиков как с российской, так и с украинской стороны. Об интересе к этому маршруту уже заявили украинские Air Onix и Wizz Air (впрочем, история с противодействием Росавиации назначению Wizz Air на этот маршрут не до конца ясна). Для небольших авиакомпаний этот маршрут интересен значительным O&D потенциалом, который "поглотит" увеличение провозных емкостей, в особенности в бюджетном сегменте.
Но у "Международных авиалиний Украины" нынешним летом стоит непростая задача загрузить семь ежедневных рейсов в условиях, когда налаженная "Аэросвитом" трансферная схема (между Россией и Европой/Израилем/Грузией) оказалась разрушенной. В этих условиях можно ожидать "ценовых войн", подобных случившимся после первой волны либерализации в 2011 году. На перевозчиков, работающих преимущественно на трансферных потоках ("Аэрофлот", S7 и "ЮТэйр"), снижение доходности на O&D рейсах окажет второстепенное влияние, тогда как "Трансаэро" и МАУ (а также новые авиакомпании, которые могут выйти на маршрут) столкнутся с серьезным падением доходности от прежде весьма прибыльного направления....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции