Коммерсантъ - Приложения
18 марта 2013, 10:30
Пища бортов
Второе место на рейсах продолжительностью более шести часов, пятое - на рейсах меньшей продолжительности. Это про "Аэрофлот", который стал одной из лучших авиакомпаний по качеству бортового питания
Мясо, курица и рыба
В меню "Аэрофлота" времен СССР входили три стандартных блюда: мясо, курица и рыба. В качестве гарнира подавали картофель, рис и консервированные овощи. Бортовое питание и тогда, утверждают в компании, соответствовало самым высоким стандартам. За 23 года ситуация изменилась в лучшую сторону. Отчасти из-за развития кейтерингового бизнеса в России, отчасти благодаря участию в подготовке меню иностранных специалистов.
К юбилею "Аэрофлот" подготовил специальное меню, для чего привлек к сотрудничеству трех поваров из ресторанов с мишленовскими звездами. Француз Пьер Ганьер, именные рестораны которого есть и в Сеуле, и в Лас-Вегасе, и еще в ряде городов, его соотечественник Ален Ллорка, чье заведение в этом году переехало в Монте-Карло, швед Бьорн Францен, один из главных в ключевом для шведской кухни Frantzen/Lindeberg, обновили и карту закусок, и подбор горячих блюд, и список супов.
Уже в феврале на высоте можно было попробовать самую настоящую высокую кухню от мишленовских лауреатов - буше из норвежского лосося с оладьями по-домашнему с кримчизом, бифштекс из говядины с грибами шитаке, со шпинатом и тушеной тыквой с морковью, свекольный кекс. А в мартовском бортовом меню "Аэрофлота" появились боярские щи с белыми грибами и укропом, тушеный ягненок с капустой и клюквой, мурманский палтус, запеченный с припущенными овощами и соусом из красного перца и многое другое.
С одной стороны, не забыта традиционная русская кухня, с другой - все это куда интереснее и вкуснее привычного набора "курица или рыба". За десерты ответственным назначили шеф-повара классических ресторанов Аркадия Новикова "Большой" и "Vаниль" Камеля Бенамара - впрочем, он уже отвечал за них в "Аэрофлоте" еще в 2011 году, а также "Кондитерский дом Александра Селезнева": он приготовил, в частности, маково-черничный торт (370 ккал) и торт "Закер" (265 ккал).
Специальное юбилейное меню действует до 31 мая на внутренних и внешних рейсах для всех классов - предложения такого уровня в общем-то страшная редкость для мировых авиакомпаний. Количество провизии, разумеется, напрямую зависит от длительности полета. К примеру, на рейсах в Майами, Гавану и другие места, добираться до которых больше 12 часов, дополнительно предоставляются сырная тарелка - ассорти из трех видов - и фрукты. Дегустация юбилейного меню, которое обновится четыре раза, проходила еще в декабре при участии частых пассажиров и друзей компании - зачастую довольно строгих критиков: среди них был и главный редактор "Афиши-Еды" Алексей Зимин, и генеральный директор "Аэрофлота" Виталий Савельев. Подобные дегустации для "Аэрофлота" не в новинку, раньше компания уже использовала фокус-группы и анализировала особенности лучших зарубежных компаний, а в итоге еще в прошлом году обогнала Air France на дальнемагистральных рейсах и оказалась чуть хуже British Airways - на ближнемагистральных.
Конкурентное преимущество
"Аэрофлот" неизменно подчеркивает, что бортовое питание для компании не просто необходимая часть обслуживания, а конкурентное преимущество. Поэтому новое меню бизнес-класса разрабатывается каждые три-четыре месяца, а экономического класса - каждые полгода. За появлением очередной новой "коллекции" стоит очень серьезная работа. Ведущие специалисты в области питания анализируют особенности предоставления питания в лучших мировых авиакомпаниях, социологи проводят фокус-группы среди часто летающих пассажиров. И, конечно же, все это дегустируется: все без исключения новые блюда и десерты всегда пробуют генеральный директор компании Виталий Савельев, часто летающие пассажиры, ключевые партнеры, топ-менеджеры авиакомпании и журналисты. "Мы дорожим своими клиентами и, стремясь соответствовать разнообразным вкусам и меняющимся предпочтениям пассажиров, будем расширять ассортимент блюд и дальше, повышая качество услуг на борту воздушного судна",- подытожил господин Савельев.
Разнообразие ассортимента - одно из главных достоинств еды на самолетах "Аэрофлота". Отдельное замечательное предложение обозначено словом "спецпитание". За 36 часов до полета (не позже) можно заказать еду с учетом индивидуальных предпочтений. Всего предлагается 4 вида спецпитания, разделенных на 15 меню. Есть несколько вариантов диетического, например диабетическое или с низким содержанием жира и холестерина. Есть четыре набора, разработанных с учетом религиозных убеждений - в частности, индуистское невегетарианское не содержит говядины, телятины и свинины. Есть три типа вегетарианского, а также отдельно детское и для грудных младенцев. Чаще всего, говорят в "Аэрофлоте", заказывают строгое вегетарианское питание, исключающее животную пищу, молоко и яйца, а также кошерную еду (как пишут на туристических форумах бывалые путешественники, порции больше и еда вкуснее). Последняя разрабатывается в синагоге, и к ней прилагается сертификат кошерности. Ближе к весне становится популярным и постное меню, исключающее мясные, рыбные и молочные продукты. Заказ спецпитания - дело, как ни удивительно, совершенно бесплатное. Для этого требуется только позвонить по круглосуточному телефону и сообщить необходимую информацию о себе и своем рейсе.
Ресторан бизнес-класса
Питание в бизнес-классе так и останется сравнимым, по оценкам "Аэрофлота", с ресторанным уровнем: сделать его таковым было главной задачей кейтеринговой компании "Аэромар". Для этого она совместно с "Аэрофлотом" разработала программу "Перформа", до которой о каких-либо званиях аэрофлотовское питание вряд ли могло помышлять, что было губительно для репутации самой компании. Суть "Перформы" заключалась именно в том, чтобы сделать питание в бизнес-классе сравнимым с ресторанным - это был первый подобный проект в России. Внедрили "Перформу", кстати, в 2003 году, так что у программы в этом году тоже свой юбилей. Особенный предмет гордости компании - то, что блюда в бизнес-классе подаются на фарфоровой посуде с льняными салфетками и столовыми приборами. В экономическом же подается многоразовая пластиковая или одноразовая посуда в зависимости от самолета.
С 2009 же года продвигается и другая концепция - здорового питания. Большое внимание уделяется правильной сочетаемости продуктов, нет жирной и тяжелой пищи, зато используется все больше овощей. Способ приготовления пищи также ориентируется на сохранение всех полезных компонентов. Постоянно включаются новые продукты: в этом году на завтрак, например, будут давать каши.
На десерт традиционно предлагается ванильное мороженое - к 90-летию к нему добавилась небольшая юбилейная шоколадная медаль. А вот с другим традиционным самолетным сладким - карамелькой после взлета и перед посадкой - все совсем не так просто. "В наше время карамельки не являются обязательным элементом сервиса",- говорят в "Аэрофлоте". Оказывается, современные воздушные суда гораздо эффективнее поддерживают давление, чем раньше, и, как следствие, пассажирам взлетные конфеты, для того чтобы справиться с перепадами давления, просто не нужны. Поэтому, вполне возможно, к 100-летию компании про карамельки многие и вовсе забудут, как за 20 с небольшим лет начали, несмотря ни на что, забывать про курицу....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Приложения». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 2, 2024
Аэрофлот с 1 мая открывает продажу субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 2, 2024
Авиакомпания FLYONE ARMENIA начала выполнение полетов по направлению Ереван - Ницца - Ереван
Май 2, 2024
FlyArystan в мае-июне запустит полеты из Актау и Астаны в Баку
Май 2, 2024
IATA сообщает о росте мирового спроса на пассажирские авиаперевозки в марте на 13,8%