О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В небо "по блату"

Следственный комитет обвинил авиационный учебный центр "Крылья Невы" в выдаче фальшивых удостоверений пилота-любителя

Следственный комитет обвинил авиационный учебный центр "Крылья Невы" в выдаче фальшивых удостоверений пилота-любителя. По словам летчиков, покупка такого удостоверения для многих вынужденный шаг, ведь иначе попасть в коммерческую авиацию практически невозможно.
Опрошенные "Фонтанкой" эксперты считают, в России на пути будущего пилота слишком много препятствий. Для некоторых они становятся непреодолимыми, другие отправляются в небо "по блату".

Северо-западное управление на транспорте СК РФ возбудило уголовное дело в отношении генерального директора "Авиационного учебного центра АОН "Крылья Невы" Андрея Кочарыгина. Следователи подозревают, что коммерсант за взятку в 50 тыс. рублей выдал удостоверение пилота-любителя человеку, не прошедшему курс обучения.

По словам пилотов из Петербурга, "Крылья Невы" среди авиационного сообщества Северной столицы считается одним из образцовых учреждений, сохранившим традиции. Если такое вскрылось даже в нем, то легко предположить, что в других учебных центрах это уже давно устоявшаяся практика.

К слову,  как сообщили в петербургской авиакомпании "Россия", за прошедшие полгода они приняли на работу 52 пилота, уже имевших налет, и 13 выпускников специализированных учебных заведений. По словам источников в авиасообществе, за последние 4 года около трети пилотов коммерческой авиации - выходцы из небольших учебных центров, подобных "Крыльям Невы", которые раньше входили в структуру ДОСААФ.

Как рассказал заслуженный пилот России Вадим Базыкин, к более быстрому пути будущих пилотов подталкивают сами авиакомпании, которые стремятся поскорее расширить штат летного состава, ведь дефицит в 2012 году уже составил более 1 тыс. человек. Претендентам на место командира воздушного судна заявляют прямым текстом: "Зачем учиться 5 лет в университете? Быстро закончи курсы в небольшом центре, получи пилотское и приходи. Дальше решим". В Петербурге курс обучения и несколько десятков часов налета на небольшом самолете с одним двигателем стоит около 450 тыс. рублей. Другой вариант, незаконный, купить "корочку" и сразу идти работать "по блату".

Тем временем, в феврале 2013 года ректор Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации Михаил Смуров сообщил, что на данный момент суммарно во всех филиалах ВУЗа обучается порядка 12 тыс. студентов и курсантов. Разумеется, что не каждый из них обучается на специальности "самолетовождение". К слову, поступить в СПБГУ ГА весьма непросто. Одна из причин - врачебно-летная экспертная комиссия, которую обязан пройти каждый кандидат в пилоты. Тестируемые говорят, что требования к здоровью абитуриента весьма высокие, как в космонавты. Проверяется даже наличие заболеваний в нескольких поколениях семьи. На этом этапе отсеивается до половины желающих летать. Однако те, кто проходит все испытания и 5 лет обучения, становятся профессиональными пилотами.

"В итоге складывается парадоксальная ситуация: места в авиакомпаниях заняты выходцами из аэроклубов, а профессионалы вынуждены сидеть на земле без работы", - рассказал Вадим Базыкин.

Более демократичной, по сравнению с СПБГУ ГА, "кузницей кадров" должна была стать негосударственная организация "Авиационная школа Аэрофлота". Дорогостоящую подготовку пилота "с нуля" оплачивал сам будущий командир экипажа. При этом возвращать деньги можно было не сразу, а уже потом, летая в экипаже "Аэрофлота" вторым пилотом. Однако, как сообщил источник в "Аэрофлоте", идея до сих пор не "выстрелила". По его информации первая и пока единственная группа из нескольких человек была сформирована еще в 2011 году. Проблемы возникли во время выбора места обучения. Сначала группу хотели отправить в США, затем изменили место пребывания на Ульяновск. Сейчас Штаты вновь в приоритете, однако, когда начнется обучение, неизвестно.

Обучение пилотов за границей считается более приемлемым не только в авиакомпаниях, но и в Росавиации. Чиновники продвигают законопроект, который позволит принимать на работу пилотов без российского гражданства. Как выяснил на своем опыте  бывший гражданин РФ Андрей (он попросил не называть его фамилию), сейчас наличие паспорта РФ обязательно. Он самостоятельно прошел путь до командира воздушного судна европейской авиакомпании. "Я за свои деньги выучился в Европе на пилота небольшого самолета Cessna, работал инструктором в маленькой туристической фирме. Потом появилась возможность попасть в авиакомпанию-лоукост, где после переподготовки я занял место второго пилота Airbus A320", - рассказал Андрей, "Через какое-то время захотелось вернуться в родные края. Попытался устроиться в "Аэрофлот". К сожалению, у меня возникли проблемы с паспортом. Принимающую сторону полностью устраивал мой небольшой налет в качестве второго пилота и было видно, что им очень не хватает обученных кадров. Однако из-за паспорта ничего не получилось. Пришлось вернуться в Европу".

По словам Андрея Косяникова, который более 7 лет проработал авиадиспетчером в аэропорту имени Кеннеди в Нью-Йорке и сам является пилотом самолета Cessna 172, учиться за границей проще из-за гораздо более мягких требований к абитуриентам европейских и американских ВУЗов гражданской авиации. Широко распространена система поддержки студентов банками. Абитуриент получает низкопроцентную ссуду, которую возвращает небольшими частями после трудоустройства.

Удостоверение PPL (на легкомоторные самолеты класса D и ниже) в аэроклубе обойдется примерно в 7 тыс. долларов США. Для получения дополнительных допусков необходим налет и обучение по более сложным программам. Разумеется, что все продвижение оплачивается студентом самостоятельно. Таким образом, пилот может получить допуск IFR (полеты по приборами) на реактивный самолет с несколькими двигателями. После этого он может попытаться устроиться в небольшую региональную авиакомпанию. Другой способ - поступить в колледж. Четырехлетнее обучение обойдется в 80-120 тыс. долларов США, оттуда прямой путь в коммерческую авиацию. Обучение некоторых студентов оплачиваются благотворительными организациями или за счет государственных грантов. Медицинские требования к абитуриентам, по сравнению с российскими, весьма щадящие. В первую очередь проверяется сердечно-сосудистая и нервная система, слух, зрение. При этом никто не требует идеального здоровья. Главное, чтобы дефект компенсировался. Скажем, при ослабленном зрении можно летать в очках.

Система подготовки летного состава оказалась настолько отлаженной, что сейчас в США наблюдается даже избыток квалифицированных пилотов. Некоторые из них устраиваются в зарубежных авиакомпаниях, чаще всего в Китае....
Авторские права на данный материал принадлежат «Фонтанка». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка