О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэропорты взялись за реконструкцию

Сразу несколько аэропортов объявили о начале строительства новых аэровокзалов. По мнению экспертов, большая часть аэропортов строилась 30 - 40 лет назад и требует срочной модернизации. Сейчас для этого сложилась благоприятная ситуация: пассажиропоток растет и приносит аэропортам высокие доходы.

Наибольшую активность проявляют московские аэропорты, через которые проходит больше половины всех российских пассажиров. Планы конкурирующих "Шереметьево" и "Домодедово" широко известны. Группа "Ист Лайн" (управляет аэропортом "Домодедово") уже инвестировала в новый терминал более $300 млн. Руководство группы утверждает, что может расширять аэровокзал до тех пор, пока будет спрос со стороны перевозчиков. "Шереметьево" хочет модернизировать имеющиеся аэровокзалы, построить совместно с "Аэрофлотом" новый терминал и третью взлетно-посадочную полосу. Аэропорт предполагает использовать собственные средства за исключением "Шереметьево-3". Но инвестпрограмма аэропорта стоимостью ориентировочно $800 млн еще дорабатывается.

За этими проектами в тени остался проект "Внуково". Руководство порта решило построить новый международный терминал, чтобы перетянуть к себе рейсы тех авиакомпаний, которые по России летают из "Внуково", а за границу - из "Шереметьево". Стоимость терминала - $30 млн, около 70% этой суммы внесет Авиационно-нефтяная компания, заправляющая самолеты во "Внуково", остальное - акционеры порта. Топ-менеджер "Внуково" пояснил "Ведомостям", что порту нужен "нормальный рабочий, но не гигантский терминал". Строить терминал начнут уже через несколько месяцев, а ввести в строй планируют в 2003 г.

Единственный аэропорт Петербурга - "Пулково" не остался в стороне. Недавно открылся новый грузовой терминал, построенный при участии "дочки" немецкой Lufthansa Group. А сейчас международный терминал аэропорта работает в ограниченном режиме, так как в нем началась реконструкция. Первый этап стоимостью $14 млн планируется завершить к 2003 г. Он включает частичную реконструкцию залов прилета и вылета, частичную модернизацию "Пулково-1" и привокзальной площади. Полная стоимость реконструкции "Пулково" - $55 млн.

На этой неделе было подписано еще одно соглашение о строительстве нового аэровокзала в новосибирском порту "Толмачево". Инициатором выступила авиакомпания "Сибирь", проект будут разрабатывать немецкие компании Obermeyer, Flughafen Munchen и Max Bogl. По словам заместителя гендиректора "Сибири" Михаила Кошмана, строительство начнется через полтора года. Около 60% вложит западный инвестор (за что получит такой же пакет акций нового терминала) , в числе других инвесторов - "Толмачево", "Сибирь" и областная администрация, которая займется инфраструктурой аэровокзала. Стоимость терминала - $150 - 200 млн, он является частью глобального проекта, по которому Новосибирск планируется превратить в мультимодальный транспортный узел для обслуживания транзитных потоков между Европой и Азией.

Среди других крупных проектов - реконструкция аэровокзалов в аэропортах Иркутска и Казани (оба оцениваются примерно в $100 млн) и строительство нового терминала в Южно-Сахалинске. По словам президента ассоциации "Аэропорт" Виктора Горбачева, администрация южно-сахалинского порта ожидает рост пассажиропотока в связи с ростом нефтедобычи в этом районе.

Горбачев считает, что модернизация нужна практически всем аэропортам (кроме тех, которые были построены в последние 5 - 10 лет, а их немного). "Все сроки прошли, и за строительство нужно приниматься немедленно, - говорит Горбачев. - Сейчас ситуация благоприятная, число пассажиров растет, у аэропортов стабильный и высокий доход". Аналитик ОФГ Юлия Жданова согласна, что модернизация аэропортов необходима, так как около 10 лет порты не вкладывали денег в свое развитие. А современные требования к аэропортам несопоставимы с уровнем, доставшимся в наследство от СССР.

В основном инициаторами модернизации выступают сами аэропорты, они же и финансируют проекты (за рубежом, как правило, привлекается инвестор). Заемные средства планируют привлечь только авторы самых грандиозных проектов - "Шереметьево" и "Толмачево". По мнению аналитика компании "Атон" Елены Сахновой, это связано с тем, что затраты российских портов пока в десятки раз меньше расходов на модернизацию за рубежом, хотя и неизбежно будут расти. По оценке Сахновой, крупные отечественные порты тратят ежегодно на реконструкцию $20 - 50 млн. Аналитик считает, что уже через несколько лет эта сумма вырастет до $50 - 100 млн в год и будет расти и дальше.

По мере роста потребностей будет увеличиваться и доля заемных средств. Юлия Жданова из ОФГ считает, что в первую очередь внимание инвесторов смогут привлечь те аэропорты, у которых больше шансов окупить вложения. В первую очередь это крупные порты, претендующие на роль транспортных узлов (хабов) и имеющие серьезную базовую компанию, - такие, как Новосибирск, Красноярск. Жданова считает, что сейчас определяется круг лидеров. Не вошедшие в него аэропорты в основном будут ориентированы на региональные перевозки....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка