О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"В ближайшее время для аэропортов России и СНГ имитационное моделирование будет весьма актуально"

О том, какую пользу от применения имитационного моделирования могут получить российские аэропорты, "АвиаПорту" рассказал директор департамента производственного консалтинга компании "Борлас" А.Рыбаков

Разработанная Siemens PLM Software система, которую компания "Борлас" продвигает на российском рынке с названием "Цифровой аэропорт", позволяет моделировать аэропортовые процессы и оптимизировать их. Несмотря на высокую оценку европейских игроков рынка, в России система пока не пользуется коммерческим успехом. О том, какую пользу от применения имитационного моделирования могут получить российские аэропорты, "АвиаПорту" рассказал директор департамента производственного консалтинга компании "Борлас" Александр Рыбаков.

- Расскажите о том, что представляет собой "Цифровой аэропорт".

- Фактически, это методика исследования и среда моделирования. В основе данной методики лежит имитационное моделирование материальных и информационных потоков предприятия, производится воссоздание на компьютере производственных процессов. Впервые данный подход был широко использован более 20 лет назад для нужд автопрома, чтобы анализировать автосборочные процессы и оптимизировать их. Система довольно быстро завоевала признание и стала применяться для многих других задач промышленного производства. Постепенно она начала выходить на новые рынки и сейчас мы предлагаем этот мощный инструмент исследования для оптимизации процессов в аэропортах.

- Что конкретно можно смоделировать в системе, если говорить об аэропортах?

- Это пассажирские и грузовые потоки, перемещение персонала, технические процессы - практически, что угодно. К примеру, взять пассажиропотоки и распределить их по гейтам так, чтобы они не пересекались, чтобы стыковка между рейсами занимала минимальное время, и людям ничего не мешало. С обработкой грузопотоков дела обстоят схожим образом: можно смоделировать перронное обслуживание "Руслана" или грузового Boeing-747 и точно знать, сколько персонала надо привлечь в какой момент, как эффективно расположить воздушное судно на перроне, как организовать схемы подъезда, загрузки, разгрузки. Мы вплотную работаем и с теми функциями, которыми занимаемся уже много лет, - обеспечением безопасности. Применение системы позволяет понять, сколько досмотровых комплексов нужно держать открытыми в каждый момент времени, где их лучше установить, сколько людей задействовать. Можно моделировать и пиковые ситуации: высокий сезон отпусков, Олимпийские игры, Чемпионат мира по футболу, - и с учетом нагрузки рассчитывать, как и что организовать.

- На каком этапе жизни аэропорта, на ваш взгляд, применение системы необходимо больше всего?

- Естественно логично применять имитационное моделирование на этапе проектирования аэропортового комплекса, что позволит оптимизировать его планировку, размещение оборудования и т.п. Если же комплекс уже спроектирован, то на этапе строительства или масштабной реконструкции аэропортового комплекса можно применять систему для подтверждения или корректировки проектных решений. В рамках текущей деятельности есть возможность разработать новые модели поведения для сложных условий работы или нештатных ситуаций, вносить корректировки в ежедневные процессы. Например, с помощью нашей методики обеспечиваем возможность оперативного моделирования ситуации при сложных метеоусловиях, позволяя определить, сколько нужно в такой ситуации дополнительного персонала, сколько помещений нужно освободить для размещения пассажиров. Или, скажем, проанализировать планы эвакуации в экстренных ситуациях, смоделировать различные варианты возникновения и развития этих ситуаций, обеспечив тем самым возможность разработки точных инструкций персонала, планов, доступности аварийно-спасательного оборудования и т.п.

- Откуда вы получаете входные данные для моделирования?

- Система работает на основе статистики и технических заданий, предоставляемой клиентами. Естественно, на каких-то проектах мы можем собрать статистику сами, но это не делается за день или даже за неделю - процесс очень длительный, трудоемкий. Заказчикам, как правило, проще подготовить необходимые исходные данных самостоятельно.

- То есть за точность моделирования во многом отвечает заказчик?

- Не совсем так. Правильнее сказать, что точность и полнота исходных данных определяет точность конечного результата моделирования. На начальном этапе наша задача - на основе предоставленных данных построить модель "как есть", соответствующую ситуации на сегодняшний день, после чего результаты, которые выдает система, сверяются с текущей ситуацией. Оптимизация начинается только в том случае, если наши результаты на начальном этапе не совпадают с реальностью. После этого мы начинаем менять входные данные с учетом поставленной задачи и делать выводы. В любом случае наша модель и рекомендации должны соответствовать физически существующему аэропорту.

- Насколько наглядные данные вы предоставляете заказчику?

- Варианты представления результатов могут быть различные. Чаще всего создавать трехмерные, детально проработанные модели не требуется, хотя это и не так сложно. Для имитационного моделирования достаточно логической модели, состоящей из элементов- блоков, представляющих собой объекты с определенной логикой поведения, задержками, обработчиками событий и т.п. В результате имитационного моделирования формируются отчеты в виде графиков, таблиц и диаграмм, на основе которых мы даем рекомендации по изменению анализируемых процессов или технологических цепочек.

- Есть ли независимая оценка эффективности применения систем имитационного моделирования в аэропортах?

- Оценку выполняли Фраунхоферская исследовательская организация и VDI (Немецкая инженерная ассоциация) в отношении европейских рынков. Итоги исследования - повышение эффективности использования аэропортовых площадей на 15-20%, сокращение стоимости внедрения новых систем в аэропортовом комплексе на 20%. Интегральная же оценка - шестикратный возврат с каждого инвестированного в моделирование евро.

- В каких аэропортах методика имитационного моделирования уже применялась?

- В первую очередь, система используется европейскими аэропортами: Франкфурт-на-Майне, Лейпциг и прочие. Исследования там проводили не наша компания, но на основе той же среды и тех же методик. В России имитационным моделированием в начале 2000-х воспользовались в "Домодедово". Сейчас мы развиваем направление "Цифровой аэропорт" в консалтинговой группе "Борлас", т.к. уверены, что в ближайшее время для аэропортов России и СНГ эта тема будет весьма актуальна. Последнее время регулярно выступаем с докладами на профильных конференциях и мероприятиях, к примеру, на заседаниях ассоциации "Аэропорт" Гражданской авиации. Интерес со стороны аэропортов есть, но есть и определенные барьеры

- По какой причине российские аэропорты не проявляют заинтересованности к системе?

- Я связываю это с тем, что в большинстве случаев аэропортовые комплексы управляются разрозненными организациями. Одни люди отвечают за коммерцию, другие за наземное обслуживание, третьи за безопасность, четвертые за эксплуатацию. Каждому по отдельности система не нужна, а скооперироваться они не могут. Впрочем, систему моделирования мы начали активно продвигать не так давно и надеемся, что ее возможности будут оценены.

- Скажите, во многих ли аэропортах оптимизированы пассажиропотоки?

- В большинстве новых комплексов - да, их можно считать оптимизированными. В старых - однозначно нет.

- Вам не кажется, что в отличие от Европы большинство аэропортов России оперирует недостаточно большим пассажиропотоком, чтобы столкнуться с необходимостью оптимизации?

- Да, большинство аэропортов страны недогружены. Надеюсь, что это временное явление. Сейчас много говорят о развитии региональной авиации, кое-что уже предпринимается в этом направлении. Но существующие крупные аэропорты Москвы, Санкт-Петербурга, аэропортовые комплексы в городах-миллионниках вполне могут получить ощутимый эффект от применения имитационного моделирования уже сегодня....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка