Интерфакс-Запад
5 апреля 2013, 10:50
Электрички из Минска в Национальный аэропорт: ранние планы и реальные перспективы
Спустя три десятка лет после начала полноценной работы аэропорта "Минск-2" - будущего Национального аэропорта "Минск" - к нему, может быть, будут ходить пассажирские электропоезда
Поездка за 40 км - не самое большое удовольствие
В разные годы высказывались различные идеи скоростного транспортного сообщения между Минском и Национальным аэропортом "Минск". Его местонахождение - в 40 км от города - никогда не располагало к длительным поездкам на автобусе на этот аэровокзал. Ни в начале 1980-х, когда с вновь построенной взлетно-посадочной полосы начали взлетать самолеты, ни в 2000-х, когда личных автомобилей стало намного больше, зато стоимость авиабилетов росла намного быстрее, чем зарплаты.
Сегодня пропускная способность Национального аэропорта "Минск" - 3,6 миллиона пассажиров в год. Но, к примеру, за 2012 год, как сообщили обозревателю портала www.interfax.by в пресс-центре аэропорта, было обслужено всего 1,821 миллиона человек. Хоть и на 27,4% больше, чем за 2011-й, но все-таки не так уж и много, как хотелось бы.
Разумеется, популярности главных воздушных ворот страны могли бы поспособствовать регулярные скоростные рейсы общественного транспорта. К сожалению, автобусы от автовокзала "Центральный" идут туда больше часа. А поезда… Да, железнодорожные пути к аэропорту подведены. Но это однопутный неэлектрифицированный участок Смолевичи - Шеметово, к тому же участок этот "не первой свежести" - оживленного движения здесь нет.
2010 год: проект на далекую перспективу
Весной 2010 года начальник Белорусской железной дороги Анатолий Сивак говорил, что Минск с национальным аэропортом может связать городская электричка. Но - в перспективе. А БЖД, по словам руководителя организации, лишь "рассматривает возможности" реализации подобного проекта. Причина неспешных раздумий, по словам главы железнодорожного ведомства, в том, что "нет такого пассажиропотока в аэропорт, который позволил бы запустить туда электричку". Анатолий Сивак отметил, что проект будет целесообразно реализовывать тогда, когда там появятся логистические центры и другие объекты, запланированные к строительству.
По мнению руководства БЖД, одной из первоочередных задач на то время считался запуск новых электричек в межрегиональном сообщении - между Минском и Барановичами и т.д. Что, надо заметить, и было с блеском осуществлено.
2012 год: ветка через Зеленый Бор
В мае минчанам презентовали концепцию развития жилого района Зеленый Бор на месте бывшего полигона к востоку от Минска, за пределами МКАД. Планировалось, что транспортное сообщение будущих новостроек и города будет на приемлемом - и это только скромное предположение! - уровне. В частности, рядом с жилым районом, согласно проекту, пройдет магистраль, связывающая Минск с национальным аэропортом. Кроме того, от станции Озерище будет построена железнодорожная ветка к "Минску-2", по которой будут ходить поезда городских линий. Вдоль Зеленого Бора было предусмотрено аж три остановки электричек! Наконец, район предполагалось соединить с "большим Минском" автобусными маршрутами, построить два разворотных кольца - постоянное и временное, зарезервировать место для автобусного парка и предусмотреть возможность прокладки трамвайных путей.
Авторы проекта заверяли общественность, что городская электричка будет малошумной, а ее трасса пройдет в углублении - примерно на полтора-два метра - и не будет мешать местным жителям. Кроме того, на железнодорожной ветке между Шабанами и Колодищами планировалось построить сортировочную станцию.
Общественность возражала против сортировочной станции, а столичные власти пока не нашли средств, чтобы начать освоение Зеленого Бора. Говорят, это случится через пару лет. Но в любом случае железнодорожная ветка "Минск - Озерище - Зеленый Бор - Национальный аэропорт "Минск" - пока вопрос отдаленной перспективы.
Конец 2012 года: возродим полузабытое?
В ноябре прошлого года Анатолий Сивак, уже в ранге министра транспорта и коммуникаций РБ, во время онлайн-конференции вновь вернулся к теме пассажирского сообщения по ныне существующей железнодорожной ветке от Смолевичей. По словам специалиста, железнодорожные пути до Национального аэропорта "Минск" "используется для поставки грузов, а не доставки пассажиров". В то же время, отметил Анатолий Сивак, "нет препятствий для того, чтобы по этой ветке возить пассажиров и работников Национального аэропорта "Минск". Такие планы существуют, и расчеты уже ведутся".
Упомянутый министром вариант предусматривает использование и развитие двухпутного электрифицированного участка "Минск-Пассажирский (Восточный) - Смолевичи" и однопутного неэлектрифицированного участка Смолевичи - Шеметово. Но при этом для организации пассажирских перевозок по маршруту "Минск - Национальный аэропорт "Минск" требовалось приобретение подвижного состава. Да и с экономической целесообразностью проекта по-прежнему далеко не все было ясно. "Все равно внутренние перевозки убыточные, но мы должны дойти до уровня окупаемости в 60% - эта та черта, которая даст основания запустить по этой ветке пассажирское движение в аэропорт", - пояснил тогда Анатолий Сивак.
Высказался глава Минтранса и по поводу отдельной ветки (через будущий жилой район Зеленый Бор - прим. авт.). По словам Анатолия Сивака, такие планы "также существуют и обсуждаются в правительстве". Но в любом случае этот проект затратный. "Поэтому если и строить, то не железнодорожную линию, а что-то более современное и на более далекую перспективу",- высказал мнение министр.
2013 год: успеть в короткие сроки
Во время встречи с генеральным директором швейцарской компании "Штадлер Рэйл Групп" Петером Шпулером 4 апреля 2013 года президент Беларуси Александр Лукашенко поручил правительству и руководству БЖД "незамедлительно разработать" проект железнодорожного сообщения столицы с Национальным аэропортом "Минск". Надо полагать, рассуждениям по поводу "экономической целесообразности" и "перспективных проектов" больше не будет места. По словам главы государства, надо "посмотреть на существующие железнодорожные линии, отводы от них и срочно сделать этот проект, без промедления".
По мнению президента, появление пассажирских поездов на отрезке между Минском и нацаэропортом расширит возможности самого транспортного комплекса под Смолевичами, а также создаст дополнительный комфорт для пассажиров. При этом разбрасываться на что-то супероригинальное, по мнению руководителя страны, не нужно - проект необходимо осуществить с учетом существующих железнодорожных линий.
Предполагается, что доехать до Национального аэропорта Минск на электричке можно будет, в лучшем случае, в конце 2014 года.
Кого будут возить электропоезда?
Никто не будет модернизировать железнодорожную ветку, если для этого нет экономических обоснований. А обоснования появляются в последнее время как из рога изобилия.
Возьмем, к примеру, сам аэропорт. В ближайшее время планируется разработать график работ по реконструкции вокзального комплекса. Об этом в конце марта сообщил министр транспорта и коммуникаций РБ Анатолий Сивак. По его словам, еще в прошлом году "ни по каким вопросам относительно реконструкции не было проекта". Нынче же есть проектно-сметная документация, определен генподрядчик.
Терминал аэропорта станет более комфортным и современным. Планируется, что он выйдет на пропускную способность в 5,8 миллиона человек в год. Этому будет способствовать и существенное расширение площадей.
На территории Национального аэропорта "Минск" планируется построить гостиничный комплекс, включающий номера для проживания, бизнес-центр с залом переговоров, точками общественного питания, торговли, спортивно-развлекательными комплексами. Есть планы по возведению Центра бизнес-авиации.
Как раз к появлению поручения президента подоспело и общественное обсуждение Генерального плана Китайско-Белорусского индустриального парка, который, как известно, также будет расположен в Смолевичском районе. Документация разработана УП "БелНИИПградостроительства". На первоначальном этапе создания индустриального парка его население будет формироваться в основном строительно-монтажными кадрами, занятыми на жилищно-гражданском строительстве. В этот же период будет сооружаться ряд объектов градообразующей и обслуживающей группы, обеспечивающей частичную занятость населения парка.
На первом этапе число занятых в экономике индустриального парка составит 25 000 человек. Впоследствии численность занятых в экономике составит 155 000 человек, в том числе с учетом приезжающих из Минска и прилегающих районов.
Для развития зоны логистики и хранения определены два участка - на севере и юге. Причем южный предназначен для обслуживания перевозок железнодорожным транспортом.
Ну и, конечно, не стоит забывать о том, что Смолевичи определены первым городом-спутником Минска. Думается, будет решен вопрос доставки будущих жителей новых кварталов к железнодорожной ветке.
Словом, на смолевичском направлении затишья в ближайшие годы не предвидится. Следовательно, пассажирское сообщение по железной дороге лишним не будет. Этому поспособствует и реализация инвестиционного проекта со швейцарской компанией "Штадлер Рэйл Групп", одним из ведущих европейских производителей железнодорожного подвижного состава. Продукция этой фирмы прекрасно известна в Беларуси - поезда, выпущенные нашим швейцарским партнером, курсируют в Минске на городских линиях, а также задействованы в пассажирских перевозках между регионами страны....
Авторские права на данный материал принадлежат «Интерфакс-Запад». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 15, 2025
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные промокоды на 21 новогоднем рейсе
Декабрь 15, 2025
Группа "Аэрофлот" вводит дополнительные рейсы между Москвой и Владивостоком/Хабаровском/Благовещенском на зимний период повышенного спроса
Декабрь 15, 2025
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях. Почему, рассказал гендиректор ЦИАМ Андрей Козлов
Декабрь 15, 2025
На пермском предприятии ОДК-СТАР выбрали лучших наставников