АвиаПорт.Ru
15 апреля 2013, 20:23
Авиационных техников не выучить без помощи государства
Дефицит авиационных инженеров и техников возник не сегодня. Однако ситуация не изменится без сотрудничества государства, бизнеса и образовательных учреждений, считает вице-президент по продажам FL Technics Training О.Абраменко
- Российский парк ВС продолжает активно обновляться. Наблюдаете ли вы кадровый дефицит авиационных инженеров и техников? В чем его причина?
- Да, в России сегодня действительно наблюдается дефицит квалифицированного авиационного технического персонала. Большей частью это обусловлено переходом авиакомпаний с российских самолетов на суда западного производства. Данный процесс стал особенно активным в последние два-три года. В то же время, российские учебные заведения сегодня, к сожалению, не в состоянии обеспечить подготовку необходимого количества авиационных техников и инженеров. Во много это связано с тем, что выпускники российских ВУЗов могут работать только с теми самолетами, которые находятся в российском регистре, а таких самолетов меньшинство.
- Могут ли, на ваш взгляд, российские образовательные учреждения самостоятельно компенсировать дефицит техников и инженеров? Каких специалистов, и в каком количестве не хватает сейчас российской авиации?
- Дефицит квалифицированных кадров наблюдается во многих сферах и специализациях - механике, авионике и так далее. Особенно чувствуется нехватка специалистов для обслуживания самолетов нового поколения - Boeing 787, Boeing 777, Airbus А330, Airbus А320, Boeing 737NG и других. В региональной авиации, где эксплуатируются воздушные суда меньшей пассажироемкости, также ощущается нехватка специалистов, сертифицированных для обслуживания ATR-42/72, CRJ100/200. При правильном подходе у российских ВУЗов есть потенциал, чтобы побороться с проблемой дефицита, однако над этим нужно еще много работать.
- Что можно предпринять, чтобы восполнить дефицит авиационных инженеров и техников и не допустить провала в будущем?
- Дефицит авиационных технических специалистов - это проблема не отдельных компаний, а всей авиационной индустрии страны. Это означает, что проблему должны решать не только вузы, но и бизнес и государство. Прежде всего, это касается внедрения стандартов Part 66 и Part 147. В дополнение, речь, конечно же, идет и об обновлении технической и технологической базы. Не секрет, что самые современные воздушные суда (которых с каждым годом становится все больше в парке российских перевозчиков) буквально напичканы новейшими технологиями, а многие современные центры ТОиР стараются максимально снизить бумажный документооборот, используя современные решения (например, планшетные компьютеры, электронный документооборот). И для того, чтобы вузы могли подготовить действительно квалифицированных молодых специалистов, необходимо, чтобы они развивались параллельно развитию самой индустрии авиации.
В то же самое время, значительную роль в авиационной подготовке играет практическое обучение. К сожалению, далеко не каждый вуз готов обеспечить каждому студенту практическую подготовку.
В этом заключается принципиальное отличие таких центров подготовки, как FL Technics Training. Действуя на базе крупного провайдера ТОиР, они могут обеспечить для своих студентов больше возможностей получить и развить навыке на деле. Это касается не только студентов, но и опытных механиков и инженеров, которые приезжают к нам на повышение квалификации. Мы обеспечиваем их необходимой стажировкой. Клиентам, соответственно, не нужно самостоятельно тратить время и ресурсы на поиски возможностей по стажировке в организации Part-145. Но что касается вузов, то для того, чтобы повысить эффективность подготовки молодых специалистов, необходимо более тесное взаимодействие между вузами и бизнесом. Это может происходить в рамках сотрудничества вуза и независимого центра ТОиР, так и между вузом и авиакомпаниями.
- По аналогии с предложенным решением в отношении нехватки пилотов, привлекают ли российские компании иностранных специалистов, сколько иностранцев сейчас работает в России?
- Вопрос работы иностранных техников стоит несколько иначе, чем с пилотами. Иностранные техники присутствуют на рынке, но не в качестве сотрудников российских авиакомпаний, а как персонал провайдеров ТОиР (сертификат EASA Part-145), которые выполняют работы по оперативному техническому обслуживанию. Российский рынок имеет достаточный потенциал для восполнения дефицита инженерно-технического персонала за счет собственных ресурсов - то есть россиянами. Вопрос, над которым надо работать - это привлечение и выделение достаточного количества средств на обучение специалистов в организациях, сертифицированных EASA Part-147. Подобные организации существуют у "Трансаэро", "Аэрофлота" и других компаний. Также стоит учитывать наличие подобных организаций в соседних странах. В частности, учебный центр FL Technics Training находится в шаговой доступности от Москвы. Мы являемся сертифицированной организацией Part 147 и имеем аккредитацию в России, при этом обучение проводится опытными и лицензированными инструкторами, как на английском, так и на русском языках.
Но для решения проблемы недостаточно средств и усилий только авиакомпаний - это вопрос более широкого масштаба, и тут необходима поддержка со стороны правительства РФ и глав регионов. Мы нередко сталкиваемся с проблемами наших клиентов - российских авиакомпаний, которые понимают, что им необходимо обучить десятки специалистов, но они просто не имеют на это средств. В итоге авиакомпании вынуждены откладывать обучение персонала на неопределенный срок. Возможно, если будут разработаны и внедрены государственные программы по развитию занятости и увеличению квалифицированных кадров, авиакомпании смогут отправлять на обучение больше техников, и тем самым проблема нехватки кадровых ресурсов будет частично решена. Сотрудничество между государством и бизнесом могло бы быть в форме субсидий, налоговых льгот, специальных целевых программ по переподготовке технических специалистов - в какой бы форме оно бы не проходило бы, главное, чтобы компании получили больше возможностей для повышения квалификации технического персонала.
- Как вы оцениваете степень внимания российских властей к кадровым проблемам в авиации? Должен ли вообще процесс обучения авиационного персонала контролироваться властями, или разумнее отдать его на откуп коммерческим структурам, крупным авиакомпаниям?
- Участие и надзор государственных органов, в частности российских авиационных властей, является гарантией обеспечения качества обучения, поэтому говорить о целесообразности исключить государство не совсем корректно. Другой вопрос - принцип работы и критерии оценки учебных организаций - остается открытым. Тут некоторые усовершенствования могли бы быть уместными.
- Какие вы видите перспективы для развития государственно-частного партнерства в сфере обучения авиационных техников?
- Один из вариантов решения проблемы кадрового дефицита - это партнерские программы с частичной компенсацией стоимости обучения со стороны государства.
- Сотрудничаете ли вы с российскими вузами?
- Конечно, мы поддержали бы данную инициативу. Мы готовы делиться своим опытом и внести свой вклад в подготовку необходимого количества специалистов. Можно найти разные варианты сотрудничества - все зависит от желаний и намерений российских вузов и поддержки государственных органов. В частности, речь могла быть о консультациях и совместной разработке учебных программ, которые соответствовали бы реальным потребностям как российского, так и глобального авиационного рынка. У нас есть богатый опыт сотрудничества с вузами Литвы. Уже не один год мы сотрудничаем с Вильнюсским техническим университетом им. Гядиминаса, а также недавно подписали пятилетний контракт с Каунасским технологическим университетом. В рамках подобного сотрудничества мы предоставляем практику студентам различных специальностей, а наиболее талантливых мы трудоустраиваем сразу после практики.
- По данным ГосНИИ ГА, из 656 эксплуатирующихся в России магистральных ВС 503 - зарубежного производства. В региональном сегменте статистика другая: из 294 бортов - 196 отечественных. Вы готовите специалистов, готовых обслуживать ВС иностранного производства. Какие вы видите решения для российских ВС?
- Ситуация с парком ВС в регионах действительно отличается от ситуации по стране в целом, и это естественно. Большое количество судов Ан-24 и других типов советского производства в регионах обусловлено как исторически, так и особенностями эксплуатации с учетом непростой ситуации с покрытием взлетно-посадочных полос, высокогорьем, низкими температурами и другими факторами. В таких условиях самолеты "Ан" достойно справляются с поставленными задачами. Однако рынок меняется, и переход на ВС западного образца в регионах рано или поздно тоже произойдет. Учебный центр FL Technics Training осуществляет подготовку специалистов для обслуживания многих типов ВС западного производства. Особой популярностью у нас пользуются программы обучения на CRJ100/200, ATR42/72 и другие типы. Мы также предлагаем и специализированные программы - слесарное дело, ремонт композитных материалов, ремонт колес и тормозов, курсы для логистов и др. Специалисты, которые проходят обучение в нашем центре, получают международный сертификат EASA Part-147. Все эти программы актуальны и для российских компаний, поскольку перевозчики активно переходят на иностранные ВС, в том числе и региональные. Например, один только "Ямал" за последние два года ввел в эксплуатацию восемь самолетов типа CRJ200. Обслуживание воздушных судов в регионах со сложными климатическими условиями, каким например, является регион Крайнего Севера, конечно же, имеет свою специфику. Естественно, ее необходимо понимать техникам, которые работают в таких регионах.
- По данным ИКАО, к 2030 миру потребуется более 360 тысяч техников. Есть ли опасения, что дефицит распространится не только на Россию? Что можно предпринять, чтобы привлечь людей в профессию, тем более, в непростых российских условиях?
- Конечно, риск актуален не только для России. Популяризация профессии и реальная финансовая поддержка со стороны государства могут стать ключевыми и решающими факторами в данном вопросе. Наша компания активно занимается популяризацией авиационных технических специальностей в Литве. Как уже упоминалось, мы тесно взаимодействуем со всеми основными профильными вузами в стране, а также сотрудничаем с различными школами, организовывая различные экскурсии в наши ангары и другие познавательно-образовательные мероприятия для школьников разных классов.
- Разумно предположить, что заработная плата авиационных техников и инженеров будет расти на фоне возникающего дефицита. Вы согласны?
- Конечно, при дефиците кадров авиакомпании борются за квалифицированный персонал и идут на повышение зарплаты в целях привлечения специалистов. В проигрышной ситуации тут оказываются региональные авиакомпании, поскольку они не в состоянии обеспечить высокую ставку заработной платы, какую предлагают авиакомпании, базирующиеся в Москве. Мы наблюдаем, что многие квалифицированные специалисты переезжают из регионов в Москву в связи с более привлекательными финансовыми условиями. Сдержать темпы трудовой миграции довольно трудно - это рыночные условия. Компании, работающие в Москве, имеют большую прибыль, и зачастую могут предложить специалистам более высокий оклад, чем в регионах. Это даже не проблема авиационной отрасли, а проблема бизнеса в целом. Конечно, расходы предприятий на оплату работы персонала возрастут. Но говорить, что растущий кадровый дефицит значительно изменит долю фонда оплаты труда в схеме затрат авиакомпаний, я бы не стал.
- Многие авиационные техники ушли из профессии, но они до сих пор молоды и полны сил. Можно ли вернуть их на аэродромы? Следует ли предпринимать для этого усилия, или проще обучить новых специалистов?
- Нужно двигаться в обоих направлениях. Если человек имеет огромное желание учиться с нуля или же переучиваться и набираться нового опыта - большой разницы его возраст не имеет. Главное - это желание и мотивация!
Центр FL Technics Training предоставляет услуги по обучению технического авиационного персонала. Компания имеет сертификат EASA Part-147. Учебный центр расположен в Вильнюсе. Ежегодно центр обучает более 3000 студентов. Теоретические занятия проходят в Москве, Тюмени, Алма-Ате, Вильнюсе и Лондоне. Практические - в Вильнюсе, Киеве и Лондоне. FL Technics Training входит в состав глобального провайдера технического обслуживания и ремонта воздушных судов, компании FL Technics....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 24, 2025
Двигатель, открывающий новые горизонты
Ноябрь 24, 2025
"Аэрофлот" в декабре увеличит провозную емкость на рейсе Москва-Архангельск - власти Поморья
Ноябрь 24, 2025
ИРНИТУ в 2026г запустит две программы по внедрению ИТ-технологий в авиастроении
Ноябрь 24, 2025
Ростовская таможня передала в Минобороны авиадетали на 1,42 млрд рублей
