Бизнес-Online
17 апреля 2013, 09:49
Шли над Казанью "Медведи"…
В небе над Казанью в первые месяцы 2013 года стали появляться непривычные для здешних мест боевые самолеты (о "местных"-то Ту-22М3 и Ту-160 все более-менее знают) - стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95
"Медведи" целятся в КАПО
В 80-е годы Ту-95 были довольно частыми гостями на аэродроме КАПО им. Горбунова - они привозили стабилизаторы для делавшихся на заводе других "стратегов" - Ту-160. Но с тех пор "Медведи" уже давно нас не навещали. Между тем, самолет это примечательный - со дня его первого полета прошло уже 60 лет. И хотя его "начинка" и вооружение с тех пор радикально изменились, внешне перед нами все та же машина.
Ту-95 начали создавать еще при Сталине, в 1950 году, первый полет состоялся 12 ноября 1952 года. В 1955-м в Куйбышеве построили первый серийный бомбардировщик. В Казань наведывалась крайняя модификация "Медведя" - Ту-95МС. Этот вариант бомбера впервые взлетел в сентябре 1979 года. Строился самолет до 1992-го (выпущена примерно сотня). Ту-95МС несли боевое дежурство в Арктике, над Индийским и Атлантическим океанами. В 1992 году по указу президента РФ Бориса Ельцина производство Ту-95МС прекратили. По легенде, министр обороны РФ Павел Грачев пытался его возобновить, но безуспешно. Сегодня на крыле - 28 Ту-95МС, ведутся работы по созданию новой модификации - Ту-95МСМ, с более совершенными авионикой, оружием и двигателями.
Как стало известно "БИЗНЕС Online", прилетавшие в Казань бомберы (на борту одного из них четко видно имя машины - "Воркута") - с авиабазы "Энгельс" в Саратовской области. Ту-95МС по-прежнему несут постоянное боевое дежурство в отдаленных районах Земного шара. Маршруты патрулирования не изменились с 1960-1980-х годов - это северная и северо-западная части Атлантического океана, побережье Канады, Аляски и Алеутских островов и другие стратегические направления.
В Казани Ту-95 явно проходили над полосой КАПО. Но на авиазаводе полеты "Медведей" не комментируют. В пресс-службе Минобороны РФ тоже ничего уточнять не стали, сославшись на то, что профильный специалист в командировке. Газета "БИЗНЕС Online" обратилась к своим источникам в авиаотрасли.
По нашим данным, дело в том, что молодые военные летчики отрабатывали на примере КАПО заход на посадку на незнакомый аэродром. В минувший понедельник к этому добавилась отработка прохода Ту-95 на воздушном параде в честь Дня Победы в Москве.
Самый сложный элемент полета
Газета "БИЗНЕС Online" попросила рассказать, чем отличается посадка на своем и на чужом аэродроме заслуженного летчика-испытателя России, бывшего шеф-пилота КАПО Михаила Ковбасенко.
- Михаил Лаврентьевич, насколько это принципиально для пилота - свой или чужой аэродром?
- Есть разница, но не очень принципиальная. Заходить на знакомый аэродром всегда легче. Кроме приборов, всегда есть ориентировка, отработанные схемы захода. Поэтому в таких тренировках есть необходимость. А вот для гражданских летчиков, которые летают повсюду, это не так важно…
Все это я испытал на себе. Например, когда впервые в Хабаровск летал на Ил-76 - незнакомый аэродром, да еще попал в тяжелейшие погодные условия. А второй раз уже знаком с тонкостями их управления, схемами, визуальными особенностями - уже спокойнее. Равнинные аэродромы - все одинаковые, а есть такие, где на заходе сопка - тоже надо приноровиться. К тому же учтите, что посадка - самый сложный элемент полета.
- У аэродрома КАПО есть какая-то особенность?
- Пожалуй, нет. Разве что при построении визуальной "коробочки" получается, что внутри нее стоит вышка сотовой связи. Я, еще как начальник летной службы, подписывал документ - давал согласие на ее строительство. Наверняка, ее не убрали. Тоже надо иметь в виду такие искусственные препятствия - тоже тренировка.
- То, что аэродром почти в черте Казани, мешает?
- Ничего хорошего в этом нет. Ведь в таком случае накладывается ограничение на строительство, но, несмотря на это, вокруг КАПО кое-что построили. В случае отказа это, мягко говоря, не очень хорошо. Вы же помните, что было в Иркутске, когда на город упал "Руслан". Для меня было дико, что они разрешили взлет в сторону города. Я раз десять летал туда на заводской аэродром за стабилизаторами для Ту-160, которые там делали. У нас посадка могла быть с любого направления, но никто никогда не взлетал на город. Почему в тот раз на это пошли?.. Но в Казани таких особенностей нет. Единственное, если взлетаем с курсом 112 (в сторону Казанки), то уклонение вправо - сейчас уже над жилым кварталом.
- С Ту-95 знакомы?
- На нем не летал. Только в кабине сидел, когда прилетал мой друг из Киева - мы с ним переруливали с одного места на другое. Дело в том, что поначалу стабилизаторы для Ту-160 привозили не Ил-76 на "спине", а Ту-95 - под "брюхом"… Все, что могу сказать о Ту-95, так это то, что кабина попросторнее, чем у Ту-160, приборов и выключателей побольше, они более старого образца.
- Сегодня турбовинтовые бомбардировщики имеют "право на существование"?
- Думаю, имеют. Но - с новыми движками, с пропеллерами новой формы. И есть еще одна простая причина - расход намного-намного меньше, чем у реактивного бомбардировщика.
P.S. Один из источников "БИЗНЕС Online" выдал и несколько, так скажем, экзотическую версию прихода Ту-95 в Казань. В недавнем прошлом было распродана не только многая недвижимость министерства обороны, но и даже некоторые испытательные зоны полетов (смысл в том, что авиакомпании платят земным службам большие деньги за пролет в зоне их ответственности; чем больше самолетов, тем больше денег, а тут у военных такие пространства "пропадают"). И получилось так, что возможностей у "дальников" по отработке разных навыков подсократилось… Есть и "подверсия". Хотели "оттяпать" и зоны полетов КАПО - условно говоря, "татарстанскую" и "кировскую", но завод обратился к летунам с просьбой "походить, пошуметь винтами, поиграть мускулами", чтобы кое-кого вразумить.
Ту-95МС. Размах крыла - 50,05 м, длина самолета - 47,09 м. Крейсерская скорость - 710 км/ч; потолок - 12 тыс. м, с максимальной боевой нагрузкой - 9100 м; дальность с нормальной боевой нагрузкой - 10,5 тыс. км, с максимальной боевой - 6,5 тыс. км. Экипаж - 7 человек. Ту-95МС оснащен барабанной многопозиционной пусковой установкой, рассчитанной на шесть малогабаритных дозвуковых крылатых ракет большой дальности Х-55 (дальность 2500 км). На самолете Ту-95МС-16 под крылом на четырех узлах может подвешиваться десять Х-55 (в соответствии с российско-американской договоренностью все самолеты Ту-95МС несут ракетное вооружение только на внутренней подвеске). Допускается оснащение самолета и обычными свободнопадающими бомбами....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 15, 2025
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные промокоды на 21 новогоднем рейсе
Декабрь 15, 2025
Группа "Аэрофлот" вводит дополнительные рейсы между Москвой и Владивостоком/Хабаровском/Благовещенском на зимний период повышенного спроса
Декабрь 15, 2025
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях. Почему, рассказал гендиректор ЦИАМ Андрей Козлов
Декабрь 15, 2025
На пермском предприятии ОДК-СТАР выбрали лучших наставников