Slon.ru
18 апреля 2013, 10:39
Куда можно улететь на вашу зарплату?
Доступность цен на авиаперелеты советского времени кажется несколько преувеличенной
Ностальгируют россияне и по советским ценам на авиабилеты. Мол, раньше летать мог едва ли не каждый, а вот сегодня.... Действительно, реально в нашей стране регулярно летает, по разным оценкам, от 4 до 7 млн граждан. Сколько таких регулярных пассажиров было в советское время, сказать практически невозможно. Может быть, их было больше. И все же доступность цен на авиаперелеты советского времени кажется несколько преувеличенной.
Заработная плата молодого специалиста, окончившего в 1985 году технический вуз и работавшего сменным мастером на заводе, составляла 135 рублей плюс в среднем 30-35 рублей премиальных. На эти деньги, в принципе, можно было слетать из Москвы в Хабаровск (122 рубля в один конец), но при этом питаться два месяца было бы явно нечем.
Корректно сопоставить минувший и нынешний день гражданской авиации очень сложно, хотя бы в силу радикальных различий социального строя и принципов хозяйствования. В советское время цены определялись директивно по довольно простой формуле, привязанной к расстоянию полета (так что проблема коротких региональных перевозок всегда была остра). Сейчас же цены определяет рынок, причем с учетом российской специфики, сочетающей конкуренцию и монополизацию.
Но вывести некий средний показатель можно. Мы выбрали почти четыре десятка внутренних направлений авиаперевозок в СССР (некоторые из них стали сегодня международными), собрали цены на билеты по этим направлениям, а затем для сравнения выбрали в системах бронирования самые дешевые билеты на анализируемых направлениях, которые можно купить за месяц (именно такая глубина продаж была в советское время). Так мы вывели соотношение между советскими и российским ценами на авиабилеты.
В итоге получается, что по сравнению с концом 1980-х годов (а цены на авиабилеты в нашей стране были неизменными с 1977 года и до распада СССР) услуги "Аэрофлота" на внутренних авиалиниях подорожали в среднем в 169 раз. Впрочем, национальный авиаперевозчик сегодня покрывает далеко не все направления союзного "Аэрофлота", на большинстве из них у него есть и конкуренты. Их цены в среднем превышают советские в 163 раза. А там, где они конкурируют между собой, рост "неаэрофлотовских" цен еще ниже - в 155 раз.
Больше всего выросли цены на полеты в столицы братских союзных республик (ныне независимых государств): например, перелет из Москвы и Петербурга до Риги подорожал за эти годы более чем в 200 раз. Есть и другие показательные примеры. Так, полеты в 300-тысячный Сургут, аэропорт которого в год обслуживает более миллиона пассажиров, подорожали у "Аэрофлота" в 195 раз, а у "прямого" наследника Тюменского ордена Трудового Красного Знамени управления гражданской авиации "ЮТэйра" - почти в 170 раз. Но это направление было и в советское время "проблемным": купить билет в Москву без переплаты, особенно в летний сезон, считалось удачей, а очереди в кассы стояли всю ночь.
А вот на рейсы в "закрытый" в советские времена порт Владивосток цены выросли значительно меньше. И сказалась здесь не только конкуренция, но и линейная система советского ценообразования - чем дальше, тем дороже.
Нынешний уровень доступности авиаперевозок можно сравнить с советским и другим способом: если умножить приличную по тем временам зарплату 160 рублей на 169 (средний коэффициент роста стоимости билетов по выбранным нами направлениям), то получим 26 000 рублей. А дальше прикинуть, куда можно улететь на эту зарплату сегодня.
Максимальная пенсия 120 рублей (плюс 10% за непрерывный стаж) считалась в те годы неплохим доходом. Чтобы ее получить, нужно было иметь стабильные доходы до выхода на заслуженный отдых более 220 рублей, что было далеко не у каждого. На эти деньги можно было слетать из Москвы в Красноярск и обратно. Но вопрос о питании, лекарствах и помощи детям и внукам стоял бы при этом очень остро.
Семья инженеров (учителей, врачей, рядовых научных сотрудников НИИ) из четырех человек - двое взрослых, двое детей - наверное, могла позволить себе слетать из Москвы на юг, но с учетом скидок только дорога обошлась бы рублей в 170. Это близко к средней зарплате в середине 1980-х. Впрочем, были студенты (40 рублей стипендии и 30% скидка на полеты с 15 октября по 15 апреля) и колхозники (80-100 рублей зарплаты, натуральное хозяйство и никакого желания никуда лететь), партийные работники среднего звена (больше 200 рублей зарплаты и система льгот) и множество других категорий граждан....
Авторские права на данный материал принадлежат «Slon.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции