О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Особая экономическая синергия

В конце марта специалисты аэропорта "Толмачево" посетили Ульяновск, где была создана портовая особая экономическая зона, чтобы подробнее изучить опыт ее развития. Но принесет ли существенную пользу новосибирскому аэропорту статус ПОЭЗ, пока неясно

Губернатор Новосибирской области Василий Юрченко заявил в конце прошлого года, что в аэропорту Новосибирска будет создана особая экономическая зона портового типа (ПОЭЗ). Аэропорт "Толмачево" предложение поддержал. В конце марта 2013 года специалисты аэропорта посетили Ульяновск, где была создана аналогичная зона, чтобы подробнее изучить опыт развития ОЭЗ. Но принесет ли существенную пользу аэропорту новый статус, пока неясно.

Губернатор Новосибирской области Василий Юрченко в конце 2012 года объявил о намерении открыть в аэропорту "Толмачево" особую экономическую зону портового типа. "Открытие портовой зоны даст эффект для развития всего макрорегиона, а не только Новосибирской области, - заявил он. - Мы вошли в федеральную программу по реконструкции аэропорта, и нужны новые условия, в том числе для создания таможенного управления. Сейчас мы оформляем документы для получения этого статуса".

По мнению губернатора, с учетом грузопотоков, идущих через новосибирский аэропорт, появляется необходимость в оказании новых услуг для привлечения авиаперевозчиков, а придание территории статуса портовой зоны послужит толчком для дальнейшего развития. "Это и особые режимы таможенного оформления, и новые условия по использованию транзитных возможностей Новосибирска, - отметил он. - Сегодня мы это оформляем, и будем работать с федеральным правительством по подготовке постановления по созданию портовой зоны. Мы постараемся, чтобы в 2013 году это уже было оформлено документально. С министром транспорта РФ мы это проговаривали".

Основным направлением деятельности ПОЭЗ в Новосибирске должна стать логистика. Новосибирск действительно является крупным узлом, в котором логично развивать мультимодальные перевозки. В непосредственной близости от аэропорта проходят Транссибирская железнодорожная магистраль, автомобильная трасса М-51. Не стоит забывать и о том, что Новосибирск стоит на реке Обь, что позволяет говорить о водных перевозках.

Впрочем, стоит напомнить, что программу по развитию логистического потенциала Новосибирска власти реализуют уже с 2007 года: в непосредственной близости от аэропорта был создан промышленно-логистический парк (ПЛП) площадью в 2 тыс. гектаров: его территория является наибольшей в стране среди аналогичных проектов.

ПЛП в настоящее время объединяет несколько инвестиционных проектов. Крупнейший из них - завод литий-ионных батарей "Лиотех". Логистическая составляющая парка насчитывает более десяти компаний-инвесторов, в числе которых складской комплекс "Химлесснаба", девелопер складских и производственных помещений "ПНК-Толмачево", компании "Сладомир логистик групп", "Алютех". Здесь же может расположиться крупнейший сортировочный центр ФГУП "Почта России": оператор отмечал, что на выбор места строительства в первую очередь повлияет поток товаров из Китая, которые в "Толмачево" присутствуют.

Совокупный объем инвестиций в ПЛП к 2017 году оценивается в 131,5 млрд рублей. Притом помимо частных инвестиций в объекты парка предполагается строительство за счет бюджета железнодорожной сети протяженностью 47 км, сети автомобильных дорог с четырьмя двухуровневыми развязками, контейнерной площадки. В рамках проекта запланировано строительство 3 млн кв. м жилья для резидентов парка.

Основное отличие ПЛП от особой экономической зоны в том, что парк не может предложить резидентам налоговых льгот. Привлекательность для инвестиций создается низкой стоимостью земли на территории парка. "По большому счету, вокруг аэропорта "Толмачево" уже сформирована некоторая зона из различных инвестиционных проектов, и ей нужно просто придать особый экономический статус", - высказывался ранее генеральный директор аэропорта Евгений Янкилевич. Таким образом резиденты парка и налоговые льготы получат, и землю по выгодным ставкам.

Особая экономическая зона портового типа рядом с аэропортом пока только одна - в Ульяновске. Именно туда чуть меньше месяца назад ездили перенимать опыт специалисты аэропорта "Толмачево". Однако портовая особая экономическая зона в аэропорту "Ульяновск-Восточный" хотя и называется портовой, развивается в большей степени как площадка по техническому обслуживанию и производству авиационной техники, несмотря на то, что в планах по развитию ульяновской ПОЭЗ также значится центр дистрибуции китайских товаров.

Как сообщил "АвиаПорту" источник в "РосОЭЗ", пока создание особых экономических зон портового типа в России не приносит существенных дивидендов. Впрочем, не стоит забывать о том, что в России существуют всего три таких проекта, реализация которых началась сравнительно недавно. Таким образом, сейчас в ПОЭЗ в Ульяновске заходят в основном производственные предприятия и предприятия сферы техобслуживания и ремонта воздушных судов. Власти региона уже сменили курс, и начали говорить о том, что именно ТОиР станет привлекательным фактором для прихода в аэропорт крупных торговых операторов.

Тем временем в "Толмачево", где логистическое направление уже достаточно развито, считают, что если ПОЭЗ привлечет обслуживающие и ремонтные компании, это станет очередным преимуществом хаба.

"Мы пока только прорабатываем вопрос создания ОЭЗ в Новосибирске, но мы готовы его обсуждать, - говорит коммерческий директор "Толмачево" Григорий Померанцев. - Важное направление, которое мы могли бы привлечь - это ТОиР, что станет конкурентным преимуществом для авиакомпаний". По его мнению, в будущем на территории новосибирской ПОЭЗ смогут появиться стоки наиболее популярных товаров интернет-торговли, крупные бизнес-центры.

В Минэкономразвития отмечают, что заявки на организацию ПОЭЗ в Новосибирске в ведомство пока не поступало. Тем временем, по информации "АвиаПорта", правительство РФ прорабатывает вопрос отмены разделения особых экономических зон по виду деятельности: вместо этого, зоне будут выдаваться лицензии на определенные виды деятельности. Это даст возможность маневрировать, в случае, если зона "не взлетает" в том виде, в котором она была запланирована....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка