О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Канделаки включена в тариф

Пассажиры "Аэрофлота" переплачивают за билеты из-за неэффективных расходов авиакомпании. Почти 10% в стоимости перевозок "Аэрофлота" - это рекламные и административные расходы компании, сделали вывод аудиторы Счетной палаты

Пассажиры "Аэрофлота" переплачивают за билеты из-за неэффективных расходов авиакомпании. Почти 10% в стоимости перевозок "Аэрофлота" - это рекламные и административные расходы компании, сделали вывод аудиторы Счетной палаты. После скандала с контрактом "Аэрофлота" с коммуникационной группой "Апостол" Тины Канделаки авиакомпания уже объявила о старте новых пиар-тендеров стоимостью более 200 млн рублей. Счетная палата передает материалы проверки в Службу экономической безопасности ФСБ.

Пассажирам "Аэрофлота" приходится оплачивать большой объем неэффективных затрат авиакомпании. Такой вывод сделала Счетной палата по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности "Аэрофлота" за 2010-2011 годы и 9 месяцев 2012 года.

В январе председатель СП Сергей Степашин анонсировал проверку формирования цен на билеты в авиакомпании. "Запланировали проверку не просто "Аэрофлота", а вопрос формирования цены, - сказал он. - Посмотрим конкурентную среду. Почему не пускаем туда международные компании, которые стучатся к нам. Серьезные международные авиационные компании".

"Ну хватит обманывать народ, на самом деле!" - эмоционально добавил тогда Степашин.

По итогам проверки Счетная палата пришла к выводу, что высокая стоимость перевозок по сравнению с другими авиакомпаниями на рынке обусловлена в основном выгодными слотами (время отправления и прибытия удобные для пассажиров), обновленным парком воздушных судов (надежные и безопасные летательные аппараты), но также и наличием большого объема неэффективных затрат.

53,1% стоимости авиаперевозок связаны с выполнением непосредственно полета (в том числе 31,9% - это горюче-смазочные материалы и 21,2% - аэропортовое и аэронавигационное обслуживание), 26,6% - содержание в исправном состоянии самолетов, 10,8% - обслуживание пассажиров и обработка грузов.

9,5% - организация и обеспечение выполнения авиаперевозок (продажа, реклама, иные административные расходы), говорится в материалах проверки.

В 2011 году у "Аэрофлота" произошел рост доходов, но в основном за счет роста объема пассажирских авиаперевозок на 24,2 % (в том числе доходы на международных воздушных линиях выросли на 22,3 % к уровню 2010 года и обеспечили 75,7 % общего объема доходов пассажирских перевозок). Доходы на внутренних воздушных линиях выросли на 30,6%. Из-за роста пассажиропотока увеличились и расходы компании (на 24,2 %).

Но в 2011 году "Аэрофлот" в 3,6 раз увеличил и расходы на оказание "консультационно-информационных услуг", сообщает Счетная палата.

При оценке финансовых вложений установлены случаи экономически неэффективных решений совета директоров "Аэрофлота" по управлению дочерними компаниями. В группу, помимо "Аэрофлота", в конце 2011 года вошли авиакомпании "Россия", "Сахалинские авиатрассы", "Оренбургские авиалинии" и "Владивосток Авиа". Счетная палата не уточняет, принимал ли совет директоров спорные решения в отношении этих "дочек" и какие именно решения были экономически неэффективными.

Кроме того, СП отмечает, компания проводила торги "преимущественно на поставки товаров и услуг, стоимость которых незначительна, а договоры, стоимостью свыше 10 млн рублей заключены без проведения торгов".

Ведомство не детализирует эпизоды. Но в марте 2013 года член совета директоров Алексей Навальный рассказывал, что "обнаружил заключенный по очень странной процедуре контракт с рекламной компанией, принадлежащей Тине Канделаки - ООО "Апостол". "Контракт, по моему мнению, заключен с нарушением и 223-ФЗ, регулирующего закупки госкомпаний и нарушением внутренних правил самого Аэрофлота", - писал Навальный в блоге, ссылаясь на переписку между ним и гендиректором "Аэрофлота" Виталием Савельевым (была опубликована в "Ведомостях"). Контракт "достаточно большой", уточнял член совета директоров "Аэрофлота", но "не достаточно велик, чтоб его рассматривали на СД". Основанием для заключения контракта было поручение гендиректора "Аэрофлота" от 12 января 2012 года.

В апреле 2013 года "Аэрофлот" открыл ряд конкурсов по выбору компаний, которым предстоит заняться продвижением "Аэрофлота" или оказанием консалтинговых услуг в интересах авиаперевозчика.

Среди тендеров - "разработка креативной концепции рекламного видеоролика, позиционирующего бренд "Аэрофлот" через спонсорство футбольного клуба" (стоимостью не более 1 млн рублей), "разработка серии коммуникационных стратегий в интересах ОАО "Аэрофлот", а также дочерних и зависимых компаний группы "Аэрофлот" на 2013-2014 годы" (не выше 29 млн рублей), "оказание информационных и консалтинговых услуг в виде реализации программы формирования лояльности сотрудников к компании" (не выше 15 млн рублей), "информационное сопровождение инициатив "Аэрофлота" в эфире российских федеральных телевизионных каналов в 2013 году" (69 млн рублей).

Один из самых дорогих тендеров - по "информационному оповещению общественности о событиях, входящих в сферу интересов ОАО "Аэрофлот", путем организации публикаций на основе новостей и пресс-релизов". Цена контракта - 100 млн рублей.

Итоги конкурсных закупок должны быть подведены в мае.

Коллегия Счетной палаты решила направить представления в Минтранс, Росавиацию и "Аэрофлот - российские авиалинии", информационное письмо - в Росимущество, материалы проверки - в Службу экономической безопасности ФСБ и МВД, а отчет по результатам проверки в палаты Федерального собрания....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка