Коммерсантъ
23 апреля 2013, 08:47
Аудиторы погнались за дороговизной
Счетная палата предъявила претензии к "Аэрофлоту" в отношении рядя сделок и ценовой политики. Аудиторы сочли, что билеты авиакомпании дороже, чем у конкурентов, в том числе из-за "большого объема неэффективных затрат"
Счетная палата сообщила вчера об итогах проверки финансово-хозяйственной деятельности "Аэрофлота" за 2010-2011 годы и девять месяцев 2012 года. Они были рассмотрены на коллегии палаты еще 12 апреля, с докладом выступал аудитор Сергей Рябухин. В сообщении Счетной палаты говорится, что "при оценке финансовых вложений установлены случаи принятия советом директоров экономически неэффективных решений в части создания и управления дочерними и зависимыми обществами". В пресс-службе ведомства пояснили, что речь идет о сделках с участием ООО "Аэрофлот-Финанс", которое на фоне убытков получало финансовые вливания в уставный капитал. Кроме того, отмечают аудиторы, совет директоров "Аэрофлота" одобрил перерасход средств на приобретение долей и акций авиапредприятий с целью увеличения активов авиакомпании "сверх размера, утвержденного общим собранием акционеров". О каких именно сделках идет речь, в Счетной палате не уточнили.
В "Аэрофлоте" отказались комментировать итоги проверки до получения документов. Близкий к совету директоров компании источник сказал "Ъ", что речь идет об обмене принадлежавших "Аэрофлот-Финансу" 3,55% акций "Аэрофлота" на авиационные активы "Ростехнологий" (52,2% акций "Владивосток Авиа", 51% "Саратовских авиалиний", 100% авиакомпании "Сахалинские авиатрассы", 75% минус одна акция авиакомпании "Россия" и 100% "Оренбургских авиалиний"). Сам собеседник "Ъ" убежден, что сделка была структурирована максимально удобно для всех ее участников при соблюдении закона и корпоративных процедур.
Еще одна претензия состоит в том, что "Аэрофлот" заключал договоры стоимостью более 10 млн руб. без торгов. Источник "Ъ" уверяет, что речь идет о покупке самолетов. По словам собеседника "Ъ", авиакомпания не смогла убедить аудиторов, что устраивать торги на покупку самолетов невозможно, "задача, наоборот, найти их и успеть застолбить". При этом, добавил собеседник "Ъ", аудиторы были недовольны, что "Аэрофлот" покупает новые дорогие самолеты, а не старые подешевле.
Но основное недовольство аудиторов вызвала "высокая стоимость перевозок "Аэрофлота" по сравнению с другими авиакомпаниями на рынке". Аудиторы считают, что это связано в том числе с "большим объемом неэффективных затрат". По данным Счетной палаты, "в стоимости авиаперевозок 53% расходов связаны с выполнением полета воздушного судна (в том числе 31,9% - горюче-смазочные материалы и 21,2% - аэропортовое и аэронавигационное обслуживание), 26,6% - содержание в исправном состоянии воздушных судов, 10,8% - обслуживание пассажиров и обработка грузов и 9,5% - организация и обеспечение выполнения авиаперевозок (продажа, реклама, иные административные расходы)". Близкий к совету директоров "Аэрофлота" источник "Ъ" считает, что доля последнего пункта в пределах 10% - нормальный показатель для авиакомпаний, подчеркивая, что некоторые проекты были перевозчику "навязаны", например партнерство с оргкомитетом "Сочи-2014" (около $100 млн) и спонсорство ФК ЦСКА ($9 млн в год).
Партнер Concuros Partners, бывший первый заместитель гендиректора "Авиановы" Дмитрий Миргородский полагает, что проблема высоких трат "Аэрофлота" на "организацию продаж перевозок" существует. По мнению эксперта, у "Аэрфолота" есть ресурс для снижения этих расходов за счет увеличения доли прямых продаж и снижения агентских и прочих выплат. В сообщении Счетной палаты отмечается, что "на коллегии были обсуждены мероприятия по снижению стоимости авиаперевозок по классам обслуживания пассажиров" и "поддержаны мероприятия по развитию сегмента низкобюджетных авиаперевозок". Тем не менее "коллегия приняла решение направить представления" в Минтранс, Росавиацию и "Аэрофлот", информационное письмо - в Росимущество. Представители ведомств сказали "Ъ", что пока не получали от Счетной палаты документов.
Другой близкий к совету директоров "Аэрофлота" источник "Ъ" полагает, что "история родилась из-за недовольства некоторых руководителей регионов ценообразованием авиакомпании, в том числе стоимостью перелетов в бизнес-классе, которым они обычно пользуются". Но дорогие билеты, особенно в премиальных классах, по его словам, это, наоборот, хорошо и для "Аэрофлота", и для государства, которому авиакомпания платит налоги и дивиденды как основному собственнику. "Аэрофлот" работает на высококонкурентном рынке, при этом заполняемость кресел стремится к 80%, поэтому с точки зрения бизнеса ценовая политика правильная, отмечает собеседник "Ъ". Он подчеркивает, что "Аэрофлот" готов создать низкобюджетного перевозчика, но для этого нужно снять некоторые законодательные ограничения, действующие еще с советских времен....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции