Российская газета
24 апреля 2013, 09:06
Разрешение на взлет
В калининградском аэропорту "Храброво" начались работы по реконструкции и строительству аэровокзального комплекса
Возвести новое здание на месте недостроенного терминала, пугавшего гостей Янтарного края с 2007 года, инвестор и главный собственник, которому принадлежат 74 процента акций аэропорта, планирует к середине следующего года. Еще полгода потребуется на реконструкцию действующего терминала аэровокзала. Как рассказал член совета директоров компании-инвестора Егор Соломатин, два здания объединят в один функциональный блок с единой границей этажей. Первый этаж будет предназначен для прилетающих пассажиров, на втором организуют зону регистрации и вылета.
Консультантом в процессе организации аэровокзального пространства выступит голландская консалтинговая компания, которая участвовала в разработке концепции амстердамского аэропорта Схипхол. Эта же компания подготовила программу развития Храброво до 2030 года.
- Мы планируем оснастить новый калининградский аэровокзал восемью телетрапами (рукавами, которые позволяют пассажирам проходить на борт самолета прямо из терминала) и примерно тридцатью стойками для регистрации пассажиров и багажа, - рассказывает директор направления мастер-планирования и дизайна аэровокзалов голландской консалтинговой компании Кель Клостерзил. - Распределение пассажиропотока внутри терминалов будет происходить по интуитивному принципу, исходя из психологии пассажиров и международной практики. Максимальная пропускная способность аэровокзала превысит две тысячи пассажиров в час.
Без увеличения пропускной способности региональный аэропорт не выдержал бы ожидаемой нагрузки
Результатом масштабных работ, общая стоимость которых оценивается в два миллиарда рублей, станет расширение площади аэропортового комплекса с 41 тысячи до 50 тысяч квадратных метров и увеличение пропускной способности Храброво. Финансирование проектных и строительных мероприятий полностью возьмет на себя главный акционер. Региональные власти, в свою очередь, выкупят у инвестора порядка 20 процентов акций аэропорта.
- Реконструкция аэровокзального комплекса даст аэропорту возможность уже к концу следующего года принимать два-три миллиона пассажиров ежегодно, - комментирует ситуацию заместитель председателя правительства Калининградской области Александр Рольбинов. - К 2017 году мы планируем выйти на уровень пассажиропотока в пять-шесть миллионов человек в год. Таким образом, Калининградская область полностью выполнит требования по расширению пропускной способности аэропорта, которые установила ФИФА в рамках проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Подрядчиком аэровокзального проекта стала турецкая строительная компания, которая уже сотрудничала с инвестором Храброво в рамках реконструкции крупнейшего на юге России воздушного порта Минеральные Воды. Сейчас обустройством недостроенного терминала калининградского аэропорта занимаются 25 квалифицированных строителей, через неделю количество работников увеличится до 50.
Параллельно с расширением аэровокзала в калининградском аэропорту запланирована модернизация взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, мест стоянок самолетов, авиационной метеорологической станции. Средства на реконструкцию аэродромного комплекса - около 4,3 миллиарда рублей - в 2012-2017 годах эксклав получит из государственной казны в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России". В прошлом году федеральный бюджет уже направил в регион 10,3 миллиона рублей на проектные работы. В этом году федеральный транш составит 60 миллионов рублей, в 2014-м - миллиард, в 2015-м - 500 миллионов рублей. По информации регионального правительства, основные аэродромные работы будут завершены в 2014-2015 годах.
- Протяженность взлетно-посадочной полосы Храброво увеличится с 2500 до 3350 метров, что позволит аэропорту принимать все современные пассажирские воздушные суда, - отмечает Егор Соломатин. - На время реконструкции полосы аэропорт закрываться не будет. Мы увеличим временные окна, когда самолеты не смогут выезжать на полосу, и скорректируем расписание отлетов и прилетов, однако сокращения количества самолето-вылетов не произойдет.
В прошлом году калининградский аэропорт обслужил 1,19 миллиона пассажиров. За три недели чемпионата мира в 2018 году самый западный российский регион планирует принять порядка 200-300 тысяч авиапассажиров, что сопоставимо с пассажиропотоком Храброво за три месяца. Поэтому без кардинальных мер, направленных на увеличение пропускной способности аэровокзала, региональный аэропорт не выдержал бы и половины ожидаемой нагрузки.
Согласно условиям ФЦП, реконструкция взлетно-посадочной полосы в калининградском аэропорту должна была стартовать только в 2015 году. Однако федеральный центр передвинул сроки, чтобы синхронизировать аэродромные мероприятия с реконструкцией аэровокзала.
- Одним из аргументов для переноса работ, разумеется, стал ЧМ-2018, - делится с корреспондентом "РГ" информацией Александр Рольбинов. - Однако самый главный довод - это необходимость развития Калининградской области. Особенно в свете 2016 года, когда завершится переходный период для резидентов первого закона об Особой экономической зоне. Аэропорт сродни гардеробу в театре: по воздушным воротам гости составляют первое впечатление о регионе. После реконструкции Храброво инвесторы получат дополнительные возможности по контролю своего бизнеса, улучшится транспортная доступность для жителей Калининградской области.
Впрочем, современный аэропортовый комплекс не сможет обеспечить эксклаву многомиллионный пассажиропоток без привлечения в Храброво новых перевозчиков, уверены эксперты "РГ". Сейчас рейсы в самый западный российский регион выполняют пять российских и шесть иностранных авиакомпаний. Самолеты из Калининградской области, "зажатой" между двумя государствами Евросоюза, летают напрямую только в два российских города - Москву и Санкт-Петербург. Более широкую воздушную сетку зарубежных стран составляют аэропорты Берлина, Копенгагена, Риги, Бишкека, Ташкента, Душанбе, Самарканда, Киева, Минска, Бреста, Гомеля и Гродно.
- Мы постоянно ведем переговоры с потенциальными авиаперевозчиками, но это очень сложный процесс, - делится информацией генеральный директор калининградского аэропорта Андрей Тюрин. - В пассажирской авиации воздушные суда распланированы по линиям примерно на полгода вперед, и "выдернуть" самолет из расписания очень тяжело.
Как считает аналитик инвестиционной компании ФИНАМ Алексей Захаров, чтобы аэропорт стал хабом или крупным транзитным узлом, необходима высокая активность "своей" авиакомпании. У Храброво нет перевозчика, который может связать эксклав с российскими регионами и популярными заграничными транспортными узлами регулярными прямыми авиарейсами. Поэтому региональным властям и дирекции аэропорта не нужно замыкаться на реконструкции аэровокзала и направить максимальные усилия на поиск "своей" авиакомпании.
Справка "РГ"
В первом квартале текущего года пассажиропоток Храброво составил 228 тысяч человек - на 4,9 процента больше, чем в 2012 году. При этом количество самолето-вылетов сократилось на 5,1 процента - с 1588 единиц в 2012 году до 1507 в 2013-м. Как пояснил Андрей Тюрин, рост пассажиропотока произошел благодаря увеличению заполняемости самолетов. Кроме того, вместо укороченных воздушных судов Airbus A319, рассчитанных на 120 пассажиров, в Храброво начали летать самолеты Airbus A320, вмещающие 160 человек....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции