О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Быть "Илу", не быть?

Угроза запрета полетов над Западной Европой до предела обострила поистине гамлетовский вопрос, стоящий перед нашим авиапромом. Но есть в Отечестве лайнеры, которым никакие "первоапрельские табу" не страшны

Парадокс в том, что эти лайнеры не бороздят небесные просторы, а пылятся в разной степени готовности на заводских площадках. В рамках акции "Хотят ли русские летать?" "Вёрсты" опубликовали серию материалов, посвящённых вхождению в мировой рынок самолётов "Ил-96", производимых Воронежским самолётостроительным обществом (ВАСО). Имея международный лётный сертификат, эти лайнеры производились только в штучных вариантах (на одном из них, кстати, летает президент).

Вице-премьер Виктор Христенко, признав наступление тяжёлых времён, назвал "первоапрельскую проблему" уроком для России. Но кто же они, нерадивые ученики, допустившие ошибки?

В первую очередь это эксплуатационники самолётов и их высокое правительственное "лобби". О намерении применить санкции к российским самолетам ИКАО говорило ещё четыре года назад. Однако на предупредительный "жёлтый свет" адекватной реакции не последовало, о чем свидетельствует недавняя трагедия международного масштаба.

В конце февраля завершено расследование обстоятельств аварийной посадки российского "Ил-86" в аэропорту Дубай (ОАЭ). Учитывая, что "Илы" - машины исключительно надёжные, конкуренты тут же подняли шум о пошатнувшемся реноме марки. А случилось то, что самолёт с 14 членами экипажа и 307 пассажирами на борту сел на взлётную полосу прямо на брюхо, разбрызгивая снопы искр и разбрасывая далеко окрест оплавленные листы обшивки. К счастью, обошлось без жертв, не считая пришедший в негодность багаж пассажиров.

Международная комиссия, в которую вошли представители Госслужбы гражданской авиации, ОКБ имени Ильюшина и компании "Аэрофлот", пришла к выводу, что самолёт сел, не выпустив... шасси. Лётчиков подвело различие в схемах посадки, принятых в российских и зарубежных аэропортах.

У нас самолёт заходит на посадку с выпущенными шасси, затем открываются закрылки. Эта схема создаёт дополнительные шумы, поэтому при посадке в зарубежных аэропортах применяется схема прямо противоположная - сначала закрылки, потом шасси. Получив предписание ИКАО, эксплуатационники так и не озаботились изменить "российскую схему", которую настраивает ещё завод-изготовитель. Меняя схему посадки в ручном режиме, экипаж вынужден отключать предупредительные приборы, так как в этом случае начинает выть сирена, сигнализирующая, что экипаж нарушил порядок действия.

Вот и получается, что, приспосабливаясь под чужие стандарты, наши лётчики нарушают собственные инструкции, отключая схему страховки. На этот раз при полном молчании страхующих звуковых сигналов бортинженер просто забыл выпустить шасси. Компенсация ущерба обошлась недёшево: прямо в аэропорту каждый пассажир получил по 400 долларов, а за 13-часовой простой взлётной полосы российской стороне пришлось заплатить ещё 10 млн "зеленых". Что касается лайнера, то он не подлежит восстановлению.

Этот случай - классический показатель нашего менталитета, давно и точно означенного изречением: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Ещё раз нелишне напомнить, что "Вёрсты" писали о грядущем кризисе в течение трёх лет. Но вопреки логике и отечественным интересам, правительственные чиновники упорно не хотели замечать проблему. Лоббисты иностранной авиатехники добились принятия 13 решений правительства РФ о предоставлении налоговых и таможенных льгот под ввоз чужих самолётов. При первой же закупке партии "Боингов" по меморандуму "Гор-Черномырдин" 1996 года только за счёт льгот по налогам российский бюджет потерял 1200 млн долларов. И затем ещё 200 млн платежей по лизингу. Десятой доли этих выброшенных на ветер сумм хватило бы на то, чтобы довести до ума, то есть до требования международных стандартов, всё российское двигателестроение, столь критикуемое в последнее время конкурентами.

В середине марта в Воронеж в очередной раз приезжала высокая комиссия (на сей раз тайно). В узком кругу министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов подтвердил твёрдое намерение правительства через компании "Ильюшин финанс К0" и "Финансовую лизинговую компанию" финансировать строительство самолётов "Ил-96". Пока речь идёт о проплате шести пассажирских и четырёх грузовых самолётов. Однако существуют перспективы развития завода до 2010-го и даже 2015 года.

- У меня нет сомнений в том, что на сей раз правительство берётся за дело всерьёз и надолго, - говорит генеральный директор ВАСО Вячеслав Саликов. - Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что наконец-то осуществляется текущее финансирование, закрутились станки и в полном объёме поступает электроэнергия.

P.S. По воле случая завод в эти дни переживает своё второе рождение. Секретным приказом по Народному комиссариату тяжёлой промышленности СССР от 15 марта 1932 года Воронежский авиационный был введён в строй. Он никак не именовался, ему просто присвоили номер - 18. За 70 лет завод освоил более 20 типов военных и гражданских самолётов. Последний из них "Ил-96" - достойное продолжение династии лайнеров.

А нам - всё равно

Жанна Прохорова, менеджер турфирмы:

- Наша фирма не собирается вводить какие-либо наценки на турпоездки. Если путевки и подорожают, то исключительно за счет ценовой политики авиакомпаний, ведь цена билета на самолет входит в стоимость турпоездки. Но по прогнозам, это подорожание не превысит 5-10 долларов.

Марина Егорова, туроператор:

- Вы знаете, всё-таки основной заработок в туристическом бизнесе приходится на лето. А любимая нашим народом Турция не входит в список стран ЕС и полетов российских авиалайнеров в своем воздушном пространстве не запрещала. Поэтому заметных убытков мы, скорее всего, не понесем.

Мирослав Гайдамаха, директор туристической компании:

- У нас уже есть договоренность с авиакомпаниями, рейсы распланированы до конца весны, и каких-либо изменений не предвидится. Насколько я знаю, они просто перераспределяют парк своих воздушных судов, то есть с внутренних авиалиний переводят суда на внешние, и наоборот. Машин у них для этого хватает. Так что никаких опасений у будущих туристов возникать не должно.

Мнение

Сергей Франк, министр транспорта РФ, считает, что России требуется еще 3-4 года, чтобы обновить лётный парк и оснастить большинство машин менее шумными двигателями.

Павел Рожков, заместитель министра транспорта РФ, заявил, что в министерстве осознают тяжелую ситуацию, возникновением которой грозит тотальный запрет на полеты российских самолетов в Европу. В этом случае количество регулярных рейсов может сократиться на 4 тысячи, а число пассажиров уменьшиться на 700 тысяч.

Анатолий Чубайс, глава РАО "ЕЭС России", видит в намерении запретить полеты наших самолетов над Европой тайный замысел создать в экономических отношениях между Россией и ЕС неблагоприятный климат и принудить нас покупать новые самолеты и турбины у европейских предприятий. Однако, отметил он, если речь вести о модернизации российского авиапарка, то, по мнению Чубайса, "осуществлять ее мы будем не за счет аэробусов, а, скорее всего, с участием "Боинга".

Кстати

Как сообщил "Вёрстам" генеральный директор Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина Виктор Ливанов, кроме "Ил-96", знаменитое ОКБ имеет немало других разработок на уровне мировых стандартов. Первым в ряду этих проектов можно назвать создание "Ил-76МФ". Двигатели этого самолета отвечают требованиям ИКАО по шумам. Фюзеляж стал более вместительным, повысилась грузоподъемность.

- Мы заблаговременно откликнулись на потребности рынка авиаперевозок, - говорит Виктор Ливанов. - Закончен первый этап летно-конструкторских испытаний. В их рамках проведена целая серия исследований, которые являются зачетными как для военных, так и гражданских транспортных самолетов. Но, к сожалению, складывается впечатление, что у самих военных нет ясности, какой же самолетный парк им нужен. Хотя в целом предложенная ими концепция формирования этого парка возражений не вызывает. Она предусматривает легкий транспортный самолет грузоподъемностью до 6 тонн, средний - до 20 тонн, тяжелый - до 60 тонн и сверхтяжелый - 100 тонн и выше. С конкретными машинами вроде была уже какая-то ясность. Речь шла, в частности, о самолетах "Ил-76МФ", которые в перспективе должны составлять половину парка Военно-транспортной авиации (ВТА), а также об "Ан-70", которые, по планам, составят до трети парка. Но тут вдруг появляются еще кандидаты, например, "Ту-330" с грузоподъемностью в 35 тонн, который непонятно какую транспортную нишу должен занять. На мой взгляд, это распыление финансовых ресурсов государства....
Авторские права на данный материал принадлежат «Версты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка