Бизнес-Online
6 мая 2013, 12:53
Авиакомпания "Татарстан" ломает стереотипы с помощью Cessna
После майских праздников авиаперевозчик начинает полеты в города Поволжья
Воздушный минивэн
Если в Советском Союзе небольшие самолеты (пусть и другой размерности) не были чем-то особенным - народ вовсю летал на Ан-2, L-410 по городам и весям, то сегодня легкая машина выглядит в аэропорту диковинкой, да и широкие слои населения больше имеют дело с самолетами при полетах в отпуск, а не в повседневности. В общем, опасения имеют под собой основания. Сегодня несколько российских авиакомпаний, закупивших девятиместные Cessna Grand Caravan, пытаются сломать этот стереотип. АКТ - одна из таких компаний и на сегодня сделала самый большой заказ на эти самолеты, до августа их будет 15.
При осмотре одномоторный "Караван" производит впечатление несколько увеличенного в размерах минивэна. Вход в пилотскую кабину - по откидным лесенкам, через дверцы автомобильного типа. Внутри - три ряда сидений: три двухместных - справа, три одноместных - слева. Проход между ними, конечно, узковат, но для любителя воздушных путешествий, думается, это непринципиально. В салоне - специфический запах: так пахнет новенькая машина - обивкой, пластиком, немного - железом. Вход для пассажиров - с правой стороны, ближе к хвосту, там же - место с креплениями для ручной клади. Багаж также укладывается в "нарост" под брюхом машины. Каждый из пассажиров может взять с собой до 20 кг вещей.
Автомобильные аналогии сходят на нет при взгляде на приборную доску. В Cessna Grand Caravan реализован принцип так называемой стеклянной кабины: никаких циферблатов-"будильников" - только многофункциональные дисплеи: пилотажно-навигационный комплекс максимально подстраховывает пилотов. Перегородки между пассажирами и пилотами нет, и в полете, наверное, будет занятно наблюдать за работой летчиков. Как разъяснил газете "БИЗНЕС Online" заместитель генерального директора АКТ по безопасности полетов Валерий Севрюков, такая конфигурация салона соответствует и международным, и российским правилам. Защитой от возможных "психов", наверное, должны стать стандартные предполетные процедуры. Также замгендиректора рассказал, что машина чрезвычайно проста в управлении, не требует больших взлетно-посадочных полос и может работать даже с грунтовых аэродромов.
Выбирайте — автобус или самолет
Пассажиры смогут проникнуться полетом на "Караване" после майских праздников, сообщил газете "БИЗНЕС Online" генеральный директор ОАО "Авиакомпания "Татарстан" Аксан Гиниятуллин. Сначала - на маршрутах Казань - Самара, Самара - Саранск, Казань - Киров. В дальнейшем Cessna будут базироваться не только в столице РТ, но и в Саранске, и в Чебоксарах, и в других наиболее удобных для разлетов городах.
"Сравните, до Самары автобус идет 6 - 7 часов, а самолет летит один час, - привел простой аргумент в пользу воздушных путешествий генеральный директор ОАО "Ак Барс Аэро" (напомним, что эта авиакомпания сейчас с АКТ скорее одно целое, чем разные фирмы) Петр Трубаев. - Раньше, без субсидий по программе полетов в ПФО, билет до Самары обходился в 3,5 тысячи рублей (на реактивном самолете CRJ200 - авт.), теперь - 1 - 2,5 тысячи" (точная цена почему-то пока не называется). Также он рассказал, что пилоты проходят подготовку на Cessna в Уичите (Канзас, США), где и производятся эти машины: "Люди все с опытом, подготовка длится всего 7 дней. И уже много желающих летать на этих самолетах, на сегодня - 15 человек. С английским языком проблем уже не возникает. В этом очень хорошее подспорье - центр подготовки авиационного персонала "Татарстан".
Что касается пилотной программы авиаперевозок в ПФО, то, по словам Гиниятуллина, она начинает набирать обороты. По данным на 29 апреля, было перевезено 6 тыс. пассажиров. "Конечно, еще требуется очень много серьезной работы - с регионами, министерствами, аэропортами, - обрисовал ситуацию гендиректор АКТ. - Наверное, будет и какая-то критика. Но не ошибается тот, кто ничего не делает".
"Поволжские перевозки наберут силу, - уверен Трубаев, - тем более что на следующий год на нее выделяют не 600 миллионов рублей, как в нынешнем, а 1,5 миллиарда. Это очень серьезный скачок. И мы надеемся остаться консолидаторами программы: все покажут результаты 2013 года - как мы справимся с этой непростой задачей. Напомню, что пилотный этап заканчивается в декабре, а по итогам апреля-мая будет совещание на уровне правительства России".
И, как понятно, во многом продолжение программы зависит от сегодняшней активности пассажиров.
"Вопрос не в самолете, а в недоверии к авиации"
Газета "БИЗНЕС Online" попросила экспертов оценить степень доверия пассажиров к новым самолетам АКТ.
Олег Пантелеев - главный редактор специализированного портала "АвиаПорт.Ru":
- Не думаю, что пассажиры опасаются именно Cessna, поскольку это новый самолет, который полностью соответствует и российским, и международным требованиям. Вопрос, скорее, не в самолете как таковом, а в недоверии к авиации. По некоторым исследованиям, четверть (если не больше) людей просто-напросто боится летать. И это только из тех, кто летает. А сколько тех, кто от страха даже к самолету не может подойти!
В советские времена, конечно, тоже летали не все, но тогда на местных линиях перевозки дотировались, и они были доступными и обыденными. Сегодня же выросло поколение людей, которые не представляют, что передвижение на короткие расстояния и самолет вообще совместимы. А ведь в этом действительно нет ничего сложного и удивительного: самолет - это обычное транспортное средство - сел и полетел.
А с точки зрения защищенности самолета от каких-то проблем, то на каждом новом поколении воздушных судов все больше более высокого качества систем защиты от разного рода ошибок и неисправностей. Так что количество авиапроисшествий во всем мире неуклонно снижается.
Радик Туйкин - заместитель директора ООО "Авиакомпания "Вектор":
- Есть у людей такие опасения, но я не считаю, что они имеют под собой основания. Безопасность полетов во многом зависит от человеческого фактора: от подготовки пилота, его налета, инфраструктуры, технического обслуживания. А самолет будут выпускать в полет в соответствии с его техническими данными, то есть, например, если погода не соответствует, не выпустят. Пассажирам опасаться нечего. И, кстати, маленький самолет, в отличие от большого, всегда может совершить вынужденную посадку в случае резкого ухудшения метеоусловий или неисправности.
Считаю, что отход от малой авиации в крайние 15 - 20 лет как бы родил среди населения страх полетов. Но если восстановятся региональные перевозки, это пройдет, и для гражданской авиации будет большая польза: маленькие самолеты, небольшие аэродромы, региональные и местные перевозки - это хребет авиации....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
