О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Синица в Уфе или журавль в Европе

Менеджмент УНПП "Молния" опасается утраты самостоятельности в процессе интеграции в состав "Авиационного оборудования". Руководство холдинга обещает не вмешиваться в операционную деятельность стабильно работающих предприятий

Менеджмент уфимского НПО "Молния" опасается утраты производственной и финансовой самостоятельности в процессе интеграции в состав принадлежащего "Ростеху" холдинга "Авиационное оборудование". Руководство холдинга, со своей стороны, обещает не вмешиваться в операционную деятельность стабильно работающих предприятий. А взамен получаемых дивидендов готов содействовать в освоении новых компетенций и расширении рынков сбыта.

Директор уфимского НПО "Молния" Евгений Распопов в интервью "АвиаПорту" выразил опасения, что, находясь в управлении холдинга "Авиационное оборудование", успешно работающее предприятие лишится самостоятельности в управлении финансами. Сейчас прибыль общества составляет порядка 100-150 млн рублей в год при объеме выполненных работ 700 млн рублей за 2012 год, что достаточно для планомерного развития. С одной стороны, при нынешнем объеме производства, с учетом текущих потребностей рынка, предприятие имеет возможность продолжать деятельность без значительного технического перевооружения и ухода от ручного труда. С другой стороны, "Молния" планирует наращивать финансовые результаты, поднимать уровень заработной платы и автоматизировать производство. "Задача, которую я себе ставлю - довести объем продукции до 3 млрд рублей. Если мы сможем это сделать лет за пять, это будет успех", - говорит Е.Распопов.

Заграница нам поможет

Сегодня производственные мощности "Молнии" недогружены, так как спрос на продукцию компании со стороны предприятий отечественного авиапрома заметно ниже, чем в пиковые 1980-е годы. Соответственно, требуется выход на новые рынки сбыта, что связано как с реализацией экспортных контрактов и развитием международного сотрудничества, так и с расширением продуктовой линейки.

Для того, чтобы работать с зарубежными заказчиками, "Авиационное оборудование" планирует изменить структуру продаж и предлагать контрагентам не отдельные узлы и агрегаты, а интегрированные системы бортового оборудования. "Если мы приходим "на борт" и начинаем договариваться о поставке целого ряда систем, что производят все предприятия, входящие в наш холдинг, мы получаем достаточно приличную часть систем и агрегатов самолета. Имея этот большой пакет, мы можем с авиапроизводителями договориться о более выгодных условиях для холдинга в целом", - объясняет заместитель директора "Авиационного оборудования" Александр Литвинов. В планах холдинга сотрудничество со всеми мировыми авиапроизводителями, включая лидеров: Airbus, Boeing и Embraer. По его словам, переговоры с этими компаниями ведутся уже сейчас. Однако авиастроителей не интересуют отдельные блоки и модули - им нужны только пакетные предложения по целым системам.

Для того, чтобы покорить международный рынок, одного энтузиазма недостаточно. Производствам придется проходить соответствующую сертификацию, напоминают в "Авиационном оборудовании". По мнению представителя холдинга, в одиночку заводам с этим процессом не справиться: мало того, что процесс сертификации достаточно трудоемкий и дорогостоящий, вдобавок он политизирован, поэтому требуется административная поддержка. На "Молнии" придерживаются иной точки зрения, настаивая, что процесс подтверждения соответствия для уфимского производства - формальность. "Сертификация - это оформление документов в соответствии со стандартами, которые описывают процедуры производства. Сами процедуры абсолютно идентичны. Написать надо бумажки по их правилам, техника-то наша не хуже. Говорить по-английски и переводить документацию - это намного проще и дешевле, чем научиться создавать технику", - аргументирует свою позицию Е.Распопов.

Собрать и поделить

Согласно принятой "Ростехом" стратегии, продажи предприятий, входящих в состав одного холдинга, должны быть консолидированы. В настоящее время разработана и тестируется схема, при которой предприятия не будут самостоятельно заключать договоры на поставку своей продукции. Все продажи будут осуществляться централизовано от имени управляющей компании, что, считают в "Авиационном оборудовании", согласуется с европейской практикой. Планируется, что такой подход позволит выйти на новый уровень взаимодействия с заказчиками, получить выгодные цены на отдельные компоненты и обеспечить компанию заказами на будущее.

Помимо выхода на европейский рынок, централизация продаж позволит "Авиационному оборудованию" более четко обосновывать инвестиционную политику, часть из которой составляет бюджетное финансирование, уверены в холдинге. "В ряде случаев невозможно координировать деятельность 15-12 предприятий, которую они ведут не всегда эффективно и продуктивно. Общаясь с людьми, которые принимают решения о предоставлении бюджетного финансирования на инвестпрограммы, бывает достаточно сложно обосновать перед ними то, что предприятия делают, и доказывать, что это происходит в едином стратегическом направлении", - объясняет А.Литвинов.

Чужого не нужно, свое отдавать не хотим

На "Молнии" парируют: государственные деньги предприятию не нужны. Если бы не необходимость делиться прибылью с материнской компанией, производство оставалось бы самоокупаемым. Опасения же директора связаны с тем, что, входя в состав "Авиационного оборудования", "Молния" вынуждена перечислять значительную часть прибыли "наверх", в следствии чего предприятию может потребоваться бюджетное финансирование. "Сегодня мы реально не можем управлять половиной своей прибыли. И поэтому нам нужно государственное финансирование. С другой стороны, концерн организует бюджетное финансирование, поэтому сколько потеряем, столько получим в виде помощи", - рассказывает Е.Распопов.

В "Авиационном оборудовании" уверяют, что "Молния" в качестве дивидендов владельцам отдает не половину прибыли, а только 20%. В свою очередь, эта сумма будет направлена не на административные расходы материнской компании, а инвестирована в развитие производств и техническое перевооружение самого предприятия и других активов холдинга. Помимо этого, своевременная выплата дивидендов должна производиться в рамках планов "Ростеха" по выводу входящих в ее состав холдингов на публичное размещение акций. "Нам необходимо показывать возвратность на вложенный капитал. 20% не окажут существенного влияния на положительную динамику развития, которую мы имеем и продолжим наращивать. 80% будут оставаться у предприятия и направляться на развитие", - заверил А.Литвинов.

Самостоятельности меньше не станет

Предполагается, что помимо существующего производства, "Молнии" будут переданы компетенции по разработке и производству интегрирующих электронных блоков для управления системой пожарной защиты, кислородной системой, шасси, системой электроснабжения и так далее. Вместе с тем, Е.Распопов опасается конкуренции со стороны партнеров по "Ростеху" - предприятий "Объединенной двигателестроительной корпорации" (ОДК), в чьих планах производство электронных систем управления авиационными двигателями, аналогичных тем, что производит "Молния" сейчас. Согласно же принятой "Ростехом" стратегии развития входящих в госкорпорацию предприятий, производства, напротив, должны не дублировать, но дополнять друг друга. В "Авиационном оборудовании", со своей стороны, обещают найти баланс между производствами "Молнии" и ОДК.

По мнению Е.Распопова, недостаточная самостоятельность предприятий может привести не только к финансовым, но и моральным потерям. "Излишняя централизация снижает самооценку, инициативность падает. Интеграция и способы управления компонентами корпорации должны быть такими, чтобы развивать инициативу на местах", - уверен он.

Если предприятие показывает устойчивую динамику развития, и не возникает претензий ни по качеству, ни по объему, ни по срокам поставки производимой продукции, в операционную деятельность никто не вмешается, отвечают в "Авиационном оборудовании". "Мы уделяем больше внимания стратегическому управлению этими предприятиями: развитию новых направлений, запуску новых проектов. В части того, что мы начнем заниматься напрямую производственным процессом "Молнии", опасения беспочвенны", - говорит А.Литвинов. При этом он предостерег, что в случае с неэффективными предприятиями такое вмешательство все же возможно: "если не все в порядке с возможностью произвести необходимый объем, в нужные сроки и с нужным качеством, мы пытаемся помочь в управлении производственным процессом. "Молния" к таким предприятиям не относится", - заверил он.

ОАО "УНПП "Молния" является ведущим предприятием холдинга "Авиационное оборудование" по разработке и производству электронных систем автоматического управления и электрических систем зажигания для силовых установок летательных аппаратов. Практически все эксплуатируемые и планируемые к поставке на вооружение ВВС РФ и других силовых структур современные самолеты (Як-130, Ан-148, Ил-76МД-90А, Бе-200) укомплектованы электронными системами управления и электрическими системами зажигания разработки и производства "Молнии". 100% акций компании принадлежит госкорпорации "Ростех"

Концерн "Авиационное оборудование" входит в состав госкорпорации "Ростех", включает в себя 36 предприятий в Уфе, Самаре, Ульяновске, Омске, Архангельской области и других регионах России. Компания является поставщиком и провайдером услуг по техническому обслуживанию и ремонту авиационного оборудования.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка